Сайт "Транспортная Мозаика"
КЛУБ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ (КТП)
Артур Гвоздодеров
ПАНКИ — ДЗЕРЖИНСКИЙ

Дата: 11 февраля 2001.
Участники
: Гвоздодеров Артур, Оболенский Андрей, Пит (Durga), Путник Всеволод
Жирным шрифтом выделены примечания Всеволода Путника

Я встретился с Всеволодом Путником на Таганской, но, как оказалось, самым сложным было пересечься с Дургой, ибо он любит опаздывать. Но нам (а точнее ему) повезло, и вот все вместе мы влезли в 47-ю электричку (имеется ввиду электричку, следующую до пл. 47 км) на Выхино и успешно доехали до Панков. Там к нам присоединился и четвертый участник экспедиции — Андрей. С ним мы ещё, возможно, пересечемся не раз, так как он, как и я, хочет обойти всю московскую Окружную, но это впереди — весной.

Что мы ожидали увидеть? Да в общем-то, ничего — заброшенную колею, по которой не очень-то пройдешь, закрытые или сожженные вокзальчики, быть может, что-то еще интересное...

Так получилось, что фотоаппарат я не взял (не принесли мне его), да и Дурга поленился, а вот Всеволод вооружился аж двумя! И надо сказать, что я не раз очень пожалел в пути, что не взял камеру и более того твердо решил сюда скоро вернуться! (Надеюсь, что Артур не забудет сообщить об этом на нашем форуме!)

Как только отошли от Панков, где бывшая железная дорога шла по красиво изгибающейся насыпи и уходила налево, я увидел потрясающие места. Внизу был железнодорожный парк (это станция электроснабжения и её дрезины) с интересной техникой, и сама дорога обещала проходить через много оригинальных индустриальных мест. Но обычное для таких прогулок настроение не посетило меня — не было фотоаппарата, да к тому же я был не один. Дорога была расчищена трактором — путей там не было.

Вскоре тракторная лафа закончилась, и нам уже показалось, что придётся шагать по целине, но ветка с Люберец-1 (ветка идет со станции Люберцы-2) примкнула к нашей ветке, мы по ней и пошли. Тропа там тоже была, рельсы были с хорошим накатом. Вскоре мы повстречали "чмошника" — навстречу шел тепловоз ЧМЭ-3. Дальше был мост, а за ним — первая на нашем пути станция Мальчики. Вокзальчик сохранился, несмотря на мои опасения увидеть его сожженным. Была даже попытка переоборудовать его в закусочную, но, видимо, популярностью среди транспортных путешественников она не пользовалась, а кто еще может гулять в таких местах :-) ? (Ну там вообще-то шоссе рядом идёт...)

Далее путь лежал на станцию Яничкино. Тропа продолжала идти по рельсам, правда, однажды мы пожалели, что не взяли с собой лыжи. Сохранились многие переезды. Столбы контактной сети были железные, неклепанные и старого вида. Встретили интересные светофоры — маленькие одинарные (называются карликовые).

Андрей сказал, что это могут быть дублирующие светофоры: они дублируют сигнал, который может быть не виден за поворотом. Перед станцией Яничкино мы свернули с путей и пошли по соседней с ними дороге, потому что побоялись ВОХР. Грузовая станция Яничкино очень большая, там много составов. Мы постеснялись подойти поближе к вокзальчику бывшей пассажирской станции, сиротливо стоящему в стороне.

Пока шли, увидели веселую картину. Подъехала пустая маршрутка, в кабину ее влезло два человека, а какая-то девушка попыталась влезть не в кабину, а в салон. Но дверь открыть не смогла. В общем, водитель и остальные пассажиры пытались открыть дверь, пока мы не потеряли их из виду. Мы вновь пошли на пути.

Двое железнодорожников расчищали стрелку, я оглядывался на станцию Яничкино-грузовая и на "Чмошника", таскавшего несколько вагонов поблизости, как вдруг услышал крик Андрея: "Семафор!!!". Я не понял, что он имел в виду, но через мгновение осознал, что стою около столба с настоящим семафором!!! Столб этот был типичный семафорный — узкий такой и с лесенкой сбоку. Наверху болталась сама "лопата". Вот уж чего не ждал увидеть здесь — так настоящий семафор! Мы, конечно, сфотографировали его не один раз. Интересно, что тяга от него шла в другую сторону от станции, хотя явно это был входной на "Яничкино". Интересно работал ли он, когда электрички ходили тут? Вот я и увидел первый раз в жизни семафор, вот уж не ожидал! (Как и я!)

Ну пошли дальше, на Дзержинский. Вскоре контактная сеть кончилась, но тропа по путям — нет, люди ходили там. Проходили много интересных мест, по бокам тянулись заброшенные заводы или же садовые участки с немыслимыми бытовками. Подходя к Дзержинскому, увидели входной семафор на Дзержинский. Он был опутан ветвями многолетнего тополя и находился в закрытом состоянии :-). Мы сделали несколько кадров этого уникального железнодорожного объекта, а Всеволод даже залез на него. Он ещё крепко стоит, так что было решено вернуться сюда с бензопилой, спилить лишние ветки дерева и сфотографировать его в полной красе.

Обещанного вокзальчика в Дзержинском мы не обнаружили. Пути уходили в воинскую часть неподалёку, переезд не упразднили, несмотря на то, что этот участок явно был заброшенным. Похоже, на месте вокзальчика построили многоэтажные гаражи или же продуктовый магазин. Один из путей уходил в какой-то гараж, быть может, в нём стоит законсервированная дрезина. Конец путешествия по железной дороге был немного разочаровывающим, но то, что мы увидели, без сомнения превзошло все самые смелые ожидания.

Было решено двинуться пешком до Москвы через Капотню. (Капотня и есть район Москвы!) Это был конец путешествия по железной дороге, но не конец транспортного путешествия! Город Дзержинский я бы назвал "Поселок Заводского Типа". Мы узнали, что в нем есть улица Советская, по которой, собственно, мы и шли, и улица Ленина. На первом же здании мы увидели огромное панно, изображающее великого чекиста в кепке, в честь кого и был назван этот поселок. Улица Советская плавно перешла в улицу Заводскую. Мы шли в сторону Капотни, и заводы уже виднелись на горизонте. Вдруг из-за сельского домика появилась замечательная вывеска "Сад "Здоровье"". На фоне дымящей Капотни эти садовые участки и их название выглядели просто таки трагикомично. Я уговорил Всеволода сделать для меня кадр.

Мы повернули, прошли мимо завода, делающего запчасти для БелАЗов и КамАЗов. В нем-то мы наконец нашли магазинчик с продуктами, я купил традиционное для путешествия печенье и молоко. В последствии оказалось, что у более опытных наших товарищей вкусы еще более скромные.

Мы пошли по мосту через парки и пути капотненского завода, или, вернее, какого-то завода, находящегося еще за пределами МКАД. Всеволод стал с моста фотографировать местные ТЭМы. Он дождался, пока еще один выехал из под моста, а машинист заметил Севку, загудел и показал кулак ему :-). За это его номер большими буквами напишем на сайте :-). (Не факт, что номер получится.)

Перешли МКАД, оказались на автобусной остановке в сторону Капотни. Так как из нее автобусов не было, то, пропустив четвертый в нее, мы сели на пятый и решили прокатиться вдоль завода. Пейзажи меня просто поразили: это какая-то агония индустриальных настроений. А вид заводской Москвы с моста через МКАД просто завораживает. Я обязательно возьму фотоаппарат и проедусь тут еще раз, несмотря на опасность быть заподозренным в шпионаже. Прокатились на старом ЛИАЗе, доехали до конечной остановки — Капотня. Обратно мы с Дургой решили поехать на бычке, потому что давно на нем не ездили. А вообще там много старых добрых автобусов в капотненском парке. (Не капотненский парк, а конечная станция "Капотня").

Но тут мы расстались с Всеволодом и Андреем, подкреплявшимися половинкой батона хлеба.

Дискуссия на Форуме ТП-1
Дискуссия на Форуме ТП-2
Отчет о поездке по ветке на сайте "Железнодорожная экзотика"

ТМ© Коллектив авторов 2002
Внимание! Копирование материалов этого сайта для личного пользования разрешается в неограниченных количествах. Использовать материалы этого сайта в коммерческих и некоммерческих целях разрешается только с разрешения авторов сайта и материалов!