Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Алексей Гусев

Участники: Алексей Гусев, Дима

Дата поездки: ноябрь 2003 г.

Lake District, Blackpool & Fleetwood

Для тех, кто не знает - я сейчас обитаю в Лондоне по программе "обмена опытом" - то бишь, временно являюсь сотрудником Российско-Британской торговой палаты в лондонском офисе. Я в этой программе далеко не один, программу курирует бизнес-школа Cambridge Educational Consultants, и нас время от времени собирают всех вместе, чтобы мы поделились друг с другом опытом. Собирают поближе к CEC - и, как ни странно, это вовсе не Кэмбридж, а Манчестер.

Итак, у нас должен был случиться очередной семинар в Манчестере. Семинар должен был пройти с четверга по пятницу, 20-21 ноября, в Манчестер мы должны были прибыть в среду вечером, и я был в полной уверенности относительно того, что мы живем в Манчестере до субботы, а потом отбываем к местам постоянной дислокации. Один из организаторов нашей программы живет в Блэкпуле, и я подумал, что чем сидеть выходные в Лондоне, можно попробовать вписаться к нему в машину и скататься в Блэкпул, а вернуться в Лондон уже в воскресенье вечером.

Позвонил нашему администратору, гражданке Хелен, которая занимается администрированием всего и вся (и которая, надо сказать, слишком хороша по сравнению с окружающей действительностью, и, видимо, оттого ходят слухи, что она лесбиянка), чтобы она оформила мне билет в Лондон на воскресенье, а тут, как выяснилось, ей спустя 10 минут позвонил мой сосед и коллега с аналогичной просьбой. В общем, решили вместе ехать в Блэкпул.

Сосед Дима - человек совершенно замечательный. Помолчит-помолчит, а потом сказанет. Сам он из Новосибирска, и одно время никак себя не проявлял, покамест в один прекрасный момент за пивом не рассказал вот такой стишок:

Король Луи всегда гулял
В любимом парке Фонтенбло,
А что крестьянин голодал,
Монарха это совершенно не интересовало...

О железнодорожных путешествиях здесь нужно рассказать отдельно. Ни в одной стране мира я не видел такой плотной, я бы сказал, перенасыщенной желдорсети, с одной стороны, и столь удручающих признаков ее упадка, с другой. Виноваты в этом много факторов - как статус мировой индустриальной державы в 19-20 веках и нынешние общеевропейские тенденции к переводу производства в страны третьего мира, так и около десяти лет назад произошедшая реформа, в ходе которой все желдороги разошлись по разным операторам.

В результате, многие станции обслуживаются одной парой поездов и то не каждый день; сплошь и рядом можно видеть железнодорожные постройки, давным-давно отрезанные от ближайших путей (например, бывший Central Station в Манчестере сейчас представляет из себя выставочный и бизнес-центр); мосты столетней давности, рассчитанные на 3-4 пути, но в наличии только один; станции с тремя платформами, но опять же с единственным путем и т.д. Что не отменяет того, что лондонский узел кишит разнообразными поездами, муравейник аки, и сесть получается далеко не в каждый поезд. В Лондоне 11 основных ж/д терминалов, и расположение их друг относительно друга вызывает, как минимум, недоумение, потому что стартуя, например, с вокзала Charing-Cross, поезда проходят также через Waterloo-East и London Bridge, кроме того, через London Bridge проходят также поезда с Blackfriars и Cannon St. Собственно, виновата в этом все та же история, когда разные направления дороги строили разные компании, которые, собственно, потом и эксплуатировали дорогу, и если о частичном совместном использовании направления они еще как-то могли договориться, то вокзалы они строили эксклюзивно.

Итак, поезд Лондон-Манчестер. Расстояние - неполных 300 км. Направление обслуживают два разных оператора, Virgin Trains с вокзала London Euston и еще кто-то с вокзала King's Cross. В зависимости от вида билета и времени его приобретения, условий путешествия и конкретного времени поездки, билет может стоить от 11 фунтов (простое сидячее место, покупка билета за 14 дней, конкретный поезд, невозможность поменять или сдать билет, невозможность стартовать в час пик) до 275 фунтов (сидячий первый класс, туда-обратно, любой поезд, возможность резервирования места в любой момент и пр.).

Мой билет стоит 50 - за эти деньги я выезжаю из Манчестера на конкретном поезде с зарезервированным местом (это значит, из спинки кресла торчит бумажуля с моей фамилией), либо на любом поезде в этот день без гарантии места; обратно я могу вернуться в любой день в течение месяца, но не ранее 10:00 и не с 16:30 до 18:00 в будни; гарантии места нет, но, вроде, можно зарезервировать. Поезд идет от 2.5 до 3 часов, причем, при одинаковых условиях может попасться и электровоз с вагонами ранних семидесятых, и современный обтекаемый поезд.

По приезде в Манчестер вдруг выяснилось, что нас здесь терпеть до субботы вовсе не собираются, а отправят в пятницу после обеда. В результате мы со своими воскресными билетами вынуждены были бы искать ночлег не на одну, а на две ночи, что мне казалось для Блэкпула немыслимой роскошью... И тогда мне пришла в голову довольно авантюрная мысль, что было бы недурственно в пятницу вечером отправиться в District Lake - это такой английский национальный парк с горами и озерами неземной красоты - провести там субботу, а на воскресенье поехать в Блэкпул. И началась работа по сбору информации...

Надо сказать, путешествовать по Англии - одно удовольствие. Практически все расписания можно найти в сети, в любом более-менее крупном городе есть центр информации, в котором совершенно бесплатно или за символический фунт можно раздобыть брошюрку со всеми видами отелей, гостевых домов, апартаментов и т.д. в близлежащих местах. Единственная беда - по воскресеньям обычно проводятся профилактические работы, и многие небольшие городки (по которым, как мне кажется, здесь наиболее интересно ездить), оказываются напрочь от всего отрезанными.

Изначальный план был таким: ехать в пятницу вечером в город Windermere (названный, вероятно, в честь известной гражданки с веером), где ночевать, утром садиться на первый паром по озеру Windermere в городок Ambleside, затем пытаться добраться в долину Langdale, откуда лезть в горы к озеру Stickle Tarn. Спуститься в деревушку Grasmere и выбираться в Блэкпул, где, остановившись, отправиться кутить, а все воскресенье лениво отмокать, и к вечеру возвращаться в Манчестер к лондонскому поезду. Однако, не всё оказалось так просто.

Я уже говорил, что транспорт здесь дорог. Выяснилось, что по окончании семинара мы сможем попасть в Windermere только на поезде, поскольку последний автобус уходит в 3 часа дня. Двухчасовая поездка на обычной (правда, довольно быстрой и цивильной) электричке обошлась нам в 12.15 фунта на рыло, и это притом, что мы купили скидочные билеты. Народу в ней было дохренища, но мы оказались быстрее других, и заняли места. Всю дорогу над нами висел народ и с завистью смотрел, как мы поглощаем бутерброды и загодя купленное пиво. Знали бы они, что это была наша последняя еда за тот день, и таковой она была исключительно из экономии...

Электричка была довольно хитро устроена: представляя собой две двухвагонных секции, она должна была быть расцеплена в Ланкастере, первая половина шла до Windermere, а другая - на юг Озерного края, на море. Как довольно часто случается в этой стране, в повседневной жизни заявлено много продвинутых решений, но на практике постоянно что-то ломается. Вскоре нам объявили, что электричка пойдет на море вся, а тех, кто едет в Windermere, ждет специально подготовленный поезд в Ланкастере. Мы пересели. И все бы хорошо, кабы не жуткий холод и закрытый неработающий сортир... А мы после пива, и нам еще 40 минут ехать.

Трудно судить, как мы выглядели со стороны, но, уверен, довольно забавно. Сначала весело подтрунивали дгуг над другом, обращали внимание на звуки пневматики, открывающей двери, но потихоньку стало вовсе не до шуток - последние дни, несмотря на довольно теплое светлое время суток, с сумерками начинался колотун, а здесь, вблизи гор и озер, продирало просто насквозь, даже в электричке. Под конец мы представляли собой двух елозящих на скамейках перцев с отчаянно сосредоточенными лицами, изредка перекидывающихся друг с другом парой слов. Пиво и холод, понимать надо.

Наконец, приехали. Первое, что бросилось в глаза - табличка со стрелочкой и надписью "Toilets - 700 yds", однако, как дошли, выяснилось, что туалет оказался уже закрыт. Идти еще 1400 ярдов было выше всяких сил, и мы втиснулись в нишу не более полуметра толщиной на задах супермаркета... А выйдя наружу, усталые, но счастливые, путники обнаружили даблдеккер с сияющим словом "Ambleside". Удержаться было невозможно.

Ambleside оказался довольно милым городком, с кучей рассчитанных на туристов магазинов (к счастью, был не сезон), но откровенно скучным. Позвонив в несколько частных отелей насчет double room, мы были озадачены дороговизной. Наконец, решив, что это судьба, отправились в самый первый, оказавшийся аж в 70 метрах от места, откуда мы звонили. По соседству был еще один отель, но хозяин сурово отказал нам в double room. Хозяин же того, с которым мы договорились, переспросил, double ли room нам нужна, и когда я в ответ решил-таки уточнить, он сказал, что double - это когда одна большая кровать, а когда две одинарные - это называется twin room, но, в принципе (он пожал плечами, глядя на нас), есть и такая, и такая... Комната (twin!!!) оказалась уютной, с отдельным входом. По здравом размышлении я аж поежился, с какой легкостью нас записали в педерастов, а узнав, что нет, ну нет так нет...

Бросили шмотки и отправились гулять. Кругом куча магазинов с оборудованием для горных прогулок, особой популярностью пользуется, судя по всему, палка. С ручкой и заостренным концом. Я такие у нас видел. У нас их покупают сразу две и катаются с ними на лыжах... Искали кабак, чтобы выпить живого пива, нашли. Пиво оказалось просто великолепным, но свободного столика не было, и мы подсели к двум ну очень юным особям, и вскоре разговорились. Оказалось, они учатся в местном университете, будут педагогами. Развлекаются, бухая в кабаке и резвясь в единственном клубе, который и есть этот самый кабак, только в 11 бар закрывают, а в подвале начинаются пляски. Музыка? - ну, 80-е, 90-е, иногда Moby... Что вокруг посмотреть, не знают, разве что, на пароме прокатиться. У меня мелькнула мысль, что осторожные отцы, посылая дочерей учиться в какую-нибудь дыру, обрекают их исключительно на половуху со старперами...

Над столиком висела книжная полка, и при ближайшем рассмотрении, оказалось, что многие корешки надорваны. "Они, не иначе, там приклеены," - решил Дима, и я полез проверить. Оказалось, глубина полки меньше пальца, и там, по сути, одни корешки вместо книг. Мужик за соседним столиком, наблюдая за всем этим, заржал и сказал, потяните, дескать, полку на себя. Ларчик открывался просто: за двумя створками полки скрывалась доска для дартс...

Потрендели с девками, выпили пива, в 11 девки пошли вниз плясать, а мы отправились в готель. По дороге зашли на автобусную остановку посмотреть расписание, но часть автобусов шла не туда, куда надо, а пункты назначения другой части нам ровным счетом ничего не говорили. К счастью, у одного из наших лекторов я позаимствовал подробную карту этих мест аж 1976 года, и при ближайшем рассмотрении оказалось, что один из автобусов идет туда, куда нам надо! Вернувшись на остановку, определились, что едем автобусом в 8-50, а учитывая, что завтраком нас собирались кормить в 8-30 (есть - критично, и из экономии, и с точки зрения здравого смысла, перед тем, как лезть в горы), утро должно было быть веселым...

Наутро на скорую руку позавтракав и выпив чаю уже на бегу, мы оказались на остановке одни. Ни людей, ни автобусов. Автобус приехал только в 9-10, когда наши надежды почти угасли. Ехали полчаса, причем дорога была настолько узкой и петлючей, что было удивительно, как автобус вписывается в повороты. Перед поворотами водила сигналил, и встречные машины жались к обочине. Мы были чуть ли не единственными пассажирами, при входе водила сказал, что нам ехать надо до самого конца, а перед выходом, когда я уточнил просьбу, почесал репу и отвез нас на километр обратно. Идите, говорит, вверх и выйдете прямо к Stickle Tarn, только осторожно - там скользкая трава, но в принципе безопасно.

Вышли. Холодно и зябко. Туман. Решили выпить кофейку в придорожной забегаловке. Суббота, полдесятого утра. Заходим - а там народу куча, и все орут страшно! Оказалось - смотрят по ящику регби, финал, Англия с Австралией. Болеют так, что дух захватывает, даже бармен кофе нам с явной неохотой наливал. Орут, а пива на столах нет...

Стоит сказать, что, собираясь в Манчестере, мы все ненужное отдали нашим коллегам в виде сумки, и те ее доставили в Лондон. Мы же остались с одним битком набитым рюкзаком на двоих, и сейчас наши ставшие ежедневными полтора литра пива дали о себе знать: пару раз по дороге до озера мы останавливались с языком за плечами, а у озера мой свитер можно было уже выжимать. По пути нам встречались люди с серьезными лицами, одетые как из горного магазина, они переходили ручей по воде, не боясь промокнуть, к поясу у них была пристегнута фляга, в руках - карта в непромокаемом планшете. И, конечно, компас. Люди пошли в горы, понимать надо. Мы вызывали у них своего рода интерес. Тропа, впрочем, была не такой простой. Выложенная камнем, иногда она заставляла карабкаться круто вверх. В нескольких местах можно было запросто свернуть шею, и мы решили, если еще раз увидим водилу автобуса, набросаем ему люлей за "not dangerous"...

Поднявшись к Stickle Tarn (красота неземная!), мы решили, что нам немножечко хватит, и, глянув на карту, отправились в сторону других озер и спуска к деревне Grasmere, тогда как экипированные люди продолжили свой подъем на близлежащие горы. Вскоре наша тропа стала сужаться, и через некоторое время пропала вовсе. Мы прикинули, куда нам приблизительно нужно, подъем по траве до перевала, вроде, не должен был вызывать особенных сложностей, и мы поперли напролом. Буквально в первые же минуты промокли ноги - вода там абсолютно везде, как позже выяснилось, даже на вершине горы.

В общем, мы уже почти достигли перевала, как прямо перед нами, метрах в 50 выше возникла группа экипированных персонажей, вереницей идущих справа налево с сосредоточенными лицами. Мы с ликованием бросились наверх, и там обнаружилась тропа. Тропа вела на вершину одной из гор, уже казавшайся довольно близко, и мы решили, что нам неплохо было бы туда залезть. Сказано - сделано: запыхавшиеся, с мокрыми ногами, мы дошли до пика и обнаружили там довольно много вышеописанных персонажей, кто-то из них фотографировался, кто-то открывал контейнеры со здоровой пищей и, закусывая, запивал изотоническим напитком, кто-то с компасом разглядывал карту. Можно представить себе их реакцию, когда два совершенно непонятно одетых перца пришли, осмотрелись, спросили, что это за гора, переспросили, чтобы уж точно понять, и, удовлетворенные ответом, скрутили голову фляжке вискаря и давай глотать...

Дальнейшее оказалось гораздо проще - тропа, на которую мы вышли, вела прямо к озеру Easedale Tarn, откуда к Grasmere надо было спускаться вдоль реки, то есть, заблудиться невозможно. Дорога, в целом, была проще, но на отдельных участках приходилось спускаться чуть ли не на четвереньках. В эти минуты нас охватывал приступ священного уважения и ужаса по отношению к красным от натуги полным пожившим теткам, без устали карабкавшимся наверх, нам навстречу. Казалось, их нет-нет, да и разорвет ненароком...

Дима завел разговор о том, не скользко ли мне в моих кожаных ботинках, на что я ответил, что после красноярских столбов мне уже ничего не страшно, да и подошва сделана из двух разных материалов - и в этот момент, поскользнувшись на траве, проехался спиной, потом грудью по камням и здорово ушиб кисть, так что до сих пор пиво из магазина таскать довольно проблематично.

На берегу Easedale Tarn к нам подвалили утки, причем селезень просто лоснился от благополучия! Мы скормили им спертые из готеля печенья, а когда они кончились, решили было скормить по сигарете, но, учитывая стоимость табака (4.50 фунта за пачку), передумали.

В Grasmere, едва стемнело, случился страшный колотун, от которого мы не смогли уберечься ни в течение 2 часов до Ланкастера, ни в самом Ланкастере, где мы зашли перекусить в Макдональдс, и нам по промоции дали по халявной бутылке цоца-цолы 1.25л на рыло, ни в течение 1.5 часов до Блэкпула. К счастью, мы нашли относительно недорогую вписку по дороге, и, дрожа от холода, с мокрыми ногами, пофигарили скорей заселяться.

Хозяин готеля заслуживает особого внимания. Чрезвычайно колоритный персонаж, лысый с усиками, очень французского вида, гражданин прежде всего с деловым видом расспросил нас о том, хотим мы все-таки twin или double room, разогнал из-под ног штук пять или шесть собак с печальными глазами, взял заказ на завтрак и полез в детали относительно регламента пребывания в готеле. Дело в том, что этот готель третий год получает какой-то приз в местной организации, ведающей туризмом, и такое ощущение, что все сделано исключительно для показухи - у порога стояла корзинка с зонтиками, надпись гласила: "Для гостей. ПОЖАЛУЙСТА, ВЕРНИТЕ".

Изначально мы планировали, что заселимся и отправимся кутить в город, но стоило залезть в душ и намешать виски с колой, как идти куда-либо расхотелось, и, помыв и поставив сушиться обувь, мы отошли ко сну. Комната, кстати, была под самой крышей, и потолок плавно нисходил к окну, непосредственно у окна высота комнаты была сантиметров 50.

Утром очень не хотелось вставать, и мы немного опоздали к завтраку. Спустя 5 минут после начала завтрака, хозяин начал бить по кастрюлям, созывая опоздавших. Завтрак происходил в комнате, все в которой было сделано с намеком на торжественность. Радио извергало хиты 80-х (такое ощущение, что вся страна с ностальгией вспоминает 80-е как лучшие времена), а мужик сновал туда-сюда, принося и унося снедь и посуду. Заходя в комнату он, невзирая на радио, довольно громко напевал джексоновское "no matter what they tell you, no matter what they say", выходя из комнаты, замолкал. Очень в жилу, учитывая, что все газеты трубят об очередном эпизоде Жэксона с малчиком...

Пошли шляться по Блэкпулу. Город узкой линией протянулся вдоль моря, но морского в нем очень мало. Вообще аура у города какая-то бестолковая, морем не пахнет совершенно. Выйти к морю можно только во время отлива - море от набережной уходит метров на 50-100, но никаких приличных выходов, как, к примеру в валлийском Бармуте, не сделано. Вдоль моря протянулась набережная, именуемая Променадом, по ней ходят трамваи. Трамваи весьма и весьма забавны, выглядят довольно архаично и похожи на автобусы. Пантограф прикреплен не к крыше, а к специальной П-образной надстройке. Трамвайная линия протянулась вдоль всего полуострова, и соединяет Блэкпул с Флитвудом, проходя через еще какой-то городок, названия не запомнил.

Видел трамвай с отвалившимся пантографом. С места происшествия его утаскивал буксир на базе грузовика (не трамвай-буксир!) на жесткой сцепке.

Мы прошлись по Променаду, сели на трамвай, доехали до Флитвуда и погуляли по Флитвуду, набрели на пруд, в котором живет немыслимое количество лебедей и столько же чаек и довольно крупных уток, и папы-мамы водят детишек их кормить. Трава и дорожки вдоль пруда с трудом угадываются под толстым слоем дерьма, белого и болотного цветов - интересно, кто каким цветом гадит. На этом же пруду мужики устраивают регату на радиоуправляемых яхтах. Забавы выходных. Опыт показывает, что кроме как бухать, на выходных делать в этой стране совершенно нечего. Меня пока спасают путешествия.

На обратном пути доехали до блэкпульского парка аттракционов, называется Pleasure Beach. Над всем парком, длиной, наверное, метров в 400, возвышаются огромные американские горки, высотой при этом, с 20-этажный дом. Народ с этой высоты херачит вниз практически вертикально - даже криков не слышно, видать, не успевают из глотки выскочить. Понимая, что надо непременно прокатиться, пытаюсь уломать Диму, но он непреклонен. Я же один боюсь. И мы было ушли оттуда, но я все-таки решился поехать один. Сердце колотилось еще при подходе, думал, ну на хер. Потом залез. Хотел снять 30-секундный отрывок на видео - как с самой высоты херачим вниз, но камера сбилась, я сделал один фотоснимок почти на самом верху, стал перенастраивать - и не успел. В общем, это едва ли не страшнее, чем прыгать с парашютом... Я вылез, коленки дрожат, на глазах слезы. Потом, вестимо, нахерачились...

Обратный путь особого внимания не заслуживает - автобус до Манчестера фигарил по магистрали, никуда не заезжая, а в Манчестере нам удалось сесть на последний прямой поезд в 20:00 (у нас были билеты на последнюю связку вообще - на 20:57, с часовой пересадкой в Стоук-он-Тренте), поезд был самый современный, но народу в нем было немыслимое количество - воскресенье, все едут по домам.

Подвели итоги - и при, казалось бы, небольших масштабах поездки, сумма получилась приличная:

Раскладка на одно рыло.

Blackpool: 20

Итого: 44

Еда, выпивка и прочая веселуха: порядка 35

Общий неутешительный итог: около 120 фунтов на рыло, но так здорово съездили...

ТМ © Коллектив авторов, 2005.