Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участник: Митян Крюков

Дата поездки: 6-9 июня 2005 г.

ТУРНЕ 72-86

Моя поездка закончилась тем, что я уронил телефон в ведро с водой... Тем, кто помнит, с чем это коррелируется, я передаю большой привет, а те, кто не помнят, могут не обращать внимания на сей безусловно малозначительный факт.

- * -

Довольно сложно осознавать, что лето только началось, а ты уже едешь в возможно, главную поездку всего года. Нет, конечно, понятно, что надо воздерживаться от громких эпитетов, но по задуманному масштабу, по объему сделанных ставок (в переносном смысле, конечно) - поездка в Тюмень и Ханты-Мансийск не имела себе равных. Билет я покупал по акции "Аэрофлота" еще в феврале, и все гадал - случится ли со мной что-то до 3 июня или не случится. Была даже интересная ставка - если, например, 3 июня приедет Дэвид Бирн, то что будет важнее?

До 3 июня со мной ничего не случилось, и я отпросился с работы на три дня. Надо было бы конечно на неделю, да скромность как всегда мешает. Итак, в пятницу 3 июня я собрал рюкзак и выехал через платформу Москворечье на Курский вокзал, где должен был заловить Кирилла. План удался, посему еще раз огромное спасибо Кириллу и Саше Фетисову за предоставленную помощь.

После этого мне предстояло воспользоваться последним в течение дня рейсом экспресса Москва - Лобня, который Женя Баскаков в смске недельной давности охарактеризовал как "зло***ческий ****ец". Экспресс был для 22 часов заполнен весьма прилично (1 человек на 5-6 мест :). Был даже автобус в аэропорт, в котором я оказался один.

Разговорился с водителем, которому все равно предстояло ехать в парк через Ш-1, так что он не возражал против того, что ему приходится везти меня и воздух :) Водитель удивлялся, почему никто не ездит таким удобным способом, я в ответ процитировал ему сохраненную с специально для таких целей СМС от Жени Баскакова. В общем, расстались друзьями :)

Летели не на ТУ-134, как недавно Dedalus тем же маршрутом, а на полноценной 154. Я не стал брать очки, зато опробовал ошейник для удобного сидения, подаренный мне зачем-то до того на работе. Ошейник не впечатлил, зато еда самолетная меня неизменно радует, почему-то.

В полете Петра быстро начало светлеть, у меня же восход был виден практически с самого набора высоты - ясен пень, июнь же. Долетели нормально, на выходе из аэропорта меня атаковала мошка. Если это так всегда будет, - подумал я, - поездка будет невеселой.

Однако, атака произошла в первый и в последний раз (!) - видать, местные насекомые просто решили выползти поприветствовать меня на своей гостеприимной земле. В 6.10 подошла маршрутка, на которой я добрался до ЖД-вокзала. Прямую дорогу от аэропорта до вокзала ремонтируют, поэтому пришлось плутать какими-то деревенскими проселками.

На вокзале обнаружилось аж два киоска "Транспортная книга" - в самом здании и чуть справа (если лицом к вокзалу из города стоять). В обеих были служебки, причем в трех видах - пригородная, дальняя в мягкой обложке и дальняя в твердой обложке. Также у вокзала останавливаются (это я в течение дня узнавал, а не в 7 утра) ряд пригородных и даже междугородних автобусов - например, в Талицу.

Сфоткав расписание и вычислив пригородный на Озеро Андреевское, шедший около 11 часов утра по местному времени, я отправился в город.

А план был, между делом, такой. Из Тюмени в Тобольск, где переночевать, оттуда «Линдой» в Ханты-Мансийск, там пробыть день, после чего на следующее утро уплыть на «Заре» в Кондинское, откуда еще на следующее утро – в Устье-Аху (поселок Междуреченский). Из Уахи (на самом деле надо признаться, что оно Устье-Аха, с ударением на первый слог, потому что река называется Ах) в тот же день шел поезд до Тавды, а из Тавды сразу после прибытия поезда шел бус до Тюмени. Ну а с утра уже самолет назад.

Как ни странно, в плане было несколько идей, которые подсказал Севка и которые я поначалу за их очевидной бестолковостью отмел, но со временем они трансформировались в какие-то подобные, но разумные – потому Севе надо сказать спасибо за мудрость.

Тобольск при этом был избран временной штаб-квартирой, потому что именно там жили знакомые мне по одной из прошлых работ товарищи, которых я на всякий случай предупредил о своем визите в их славный город.

Тут надо еще сказать, что сия поездка была для меня своего рода индикатором. Те, кто следят за развитием событий в нашей сфере, наверняка заметили, что 2005-й год в смысле интересных мест по России можно смело называть «черным». И если бы я столкнулся с какими-то дурацкими проблемами и в этой поездке, то уже обязательно начал бы переориентироваться на Европу – потому как, знаете ли, задрало.

Вот такая была диспозиция.

Впрочем, порцию позитива внесла уже Тюмень. Тюмень – еще один хороший пример того, как мало времени надо, чтобы привести свой город в порядок, если к власти пришел грамотный менеджер. Мне говорили разные люди, что лет пять назад Тюмень была одним из самых грязных и малоприятных городов России, теперь же, соответственно, стала одним из самых чистых и приятных. Примерно такой же путь (и за такой же короткий срок) прошел Челябинск – о чем я достаточно подробно писал в прошлогоднем отчете про Гари.

Все, что входит в сферу интересов КТП, я в Тюмени, признаюсь, профукал. В аэропорт, где должна была гнездиться малая авиация, не съездил (как выяснилось потом, правильно), пристань так и не нашел, расписание автовокзала не сфоткал и тд. Зато долго гулял по городу и получил удовольствие. Скажу лишь, что в Тюмени много картографических и краеведческих материалов по городу практически в каждом киоске, а вот по области ничего практически нет даже в традиционных хранилищах всяких карт – магазинах «Охотник». Любопытно, что НИ В ОДНОМ из посещенных городов никто никогда не слышал об атласе «Дунаевки». В Тюмени, кстати, есть АГП, но в субботу я даже не пошел его искать.

Также я попытался последовать примеру Антона Носика, у которого я подсмотрел идею не стесняться покупать местные симки в тех городах, куда едешь. Однако, мне это в данном случае вышло боком – «Мегафон» активировал купленную симку 4 (!!!) дня, и она заработала лишь к концу поездки. Зато теперь и в Москве фурычит почему-то.

Вторую глупость я сделал, послушавшись совета ехать на озеро Андреевское на Детскую Железную Дорогу. Туда-то я благополучно приехал (чуть не проспал, правда – выскакивал из пригородного уже фактически на ходу), а там, вместо того, чтобы пойти налево и выйти к ДЖД метров через 500, поверил атласу и местным и пошел направо. При этом, местные активно по пути говорили что я иду правильно, но идти мне еще долго, и в итоге спустя 4,5 км (!!!) я вышел фактически к той же платформе. У кого есть атлас, вы легко поймете, где я ошибся.

Прокляв все, я таки вышел к ДЖД, где узнал, что ее должны запустить во вторник или среду, а пока она не работает. Вдвойне прокляв все, я на первой же маршрутке вернулся на автовокзал Тюмени (выяснилось, кстати, что огромная куча ближнего пригорода отправляется от ряда остановок метрах в 300 от автовокзала в сторону выезда из города – тут я, правда, ничего не переписал) и тут же уехал в Тобольск автобусом Тюмень – Ханты-Мансийск.

Скажу пару слов о водном сообщении в Тюмени. Пойдя туда, где в атласе нарисована пристань, я увидел грузовой порт и стоящую на приколе «Москву». Мне сказали, однако, что пристань левее. В итоге я дошел до следующего моста, потом до еще одного, а потом и до третьего, а пристани все не было. Тут попалась некая знающая женщина и сказала, что пристань находится в микрорайоне Зарека, и туда я уже не пошел. Баржи, впрочем, плавают довольно активно, а весной, если верить «Яндекс-Новостям», ходят аж в Нефтеюганск и даже дальше, если надо.

Итак, поехал я, значит, в Тобольск. Водитель Ханты-Мансийского автобуса перед отправлением прочитал краткую лекцию на тему того, чтобы не пили и не хулиганили, а то у них маршрут тяжелый. Честно говоря, я не очень понял, в чем тяжесть маршрута – дорога на Сургут очень приличная, ну а что в ночь идет – дык, не один такой в стране.

По дороге должны были быть две автостанции – в Ярково и Байкалово. В Ярково мы заехали (глухое село, хоть и райцентр), а в Байкалово вроде нет, хотя я в этот момент активно отрабатывал методику сна по Леонардо Да Винчи :). Суть ее заключается в том, чтобы три часа бодрствовать, а потом 20 минут спать. В наше время нашелся какой-то исследователь работ Леонардо (не Дэн Браун), который быстро научился этой системе и нашел, что она не только реальная, но и продуктивная. Однако ж, ему довольно скоро пришлось переучиваться, так как его порывов не поняли домашние, а на работе удивлялись, чего это он каждые три часа запирает кабинет. Что любопытно, у меня тоже эта система поначалу давала довольно сносный результат, а колбаситься по поводу сна я начал, только когда поспал ночь по-человечески.

В Тобольске я постоял немного на автовокзале, ожидая моих знакомых. Автовокзал в Тобольске ну совершенно не там, где нарисован в атласе (вообще, атлас, мягко говоря, сосет), и помимо расписаний там висела еще интересная схема маршрутов по окрестным местам. Согласно ей, автовокзалы существуют в селе Демьянском, Туртасе, Вагае, Надцах и Байкалово, а вот в Ярково и Увате – автостанции. При этом, если обратить внимание – Ярково и Уват – райцентры, а остальное (кроме Вагая, вроде) – нет :) Вот такой вот странный расклад.

В итоге знакомых я дождался, и мы пошли на прогулку по городу. Тобольск довольно подробно описал Петр Малахин в недавнем отчете, я же добавлю, что город производит странное впечатление. Старая историческая часть как будто покинута – то есть, люди там есть, но жизни там практически нет. Все сосредоточено в новой части Тобольска, которая представляет собой несколько разрозненных современных микрорайонов.

С гостиницами в Тобольске проблем нет, с едой – тоже, а интернет есть сзади почтампта, найти легко. Есть и аэропорт, откуда, если верить старому доброму Яндексу, в 2002 году летало еще что-то местное, но туда я не поехал – далековато. ЖД-вокзал, как вы знаете, тоже далековато – километрах в пяти от города. В общем, Тобольск – ни рыба ни мясо, а транзитный пункт.

Отказавшись от гостеприимства своих знакомых (мне было слишком рано вставать), я переночевал за 180 р непосредственно на пристани, где, к сожаленью, не было душа. Итак, пристань. Теплоходы на Омск и Салехард по-прежнему ходят. «Линда» на ХМ ходит вместо одного раза в неделю теперь два (четверг и воскресенье), стоит до ХМ 1089 рублей, правда, так в ХМ естественно никто кроме меня не ездит. Примерно столько же стоит первый класс теплохода (при этом не ясно, что это за первый класс – полагаю, даже не одноместные каюты). Секретный смысл «Линды» в том, чтобы перевозить пассажиров из Тобольска в Горноправдинск – потому что остановок до ГП у «Линды» крайне мало, а из Бобровского в Ханты-Мансийск ежедневно ходит «Метеор». Впрочем, о Горноправдинске – позже.

А вот на юг вместо Тевриза теперь ходит только «Заря» до границы области – Абаула. Правда, Иртыш подарил-таки Омской области одну остановку – Малую Бичу, но при этом стыковке, я так понял, это никак не помогает. Также в Тобольске тусуется «Москва» по кличке «Тобольск», а также целый ряд разномастных паромов. Несмотря на теоретичекое наличие моста, на другой берег в Бекерово ходят один официальный паром, два ведомственных, а периодически народ почему-то начинает возить «Заря». В общем, не пропадете.

«Линду» я-таки не проспал. «Линда» - это, грубо говоря, уменьшенная «Ракета» с одним сидячим салоном для пассажиров и с одним (в том числе лежачим) для команды. Мне ездить в ней не показалось особенно удобным – «Метеор» круче. Выход на верхнюю открытую палубу есть, но команда оттуда старается гонять – за 13 часов поездки я провел на ней от силы полчаса. Впрочем, формально законный выход есть – если хочется пофотографировать, надо стоять на последней ступеньке лестницы, и тогда обзор весьма приличный получается.

Ехать было, как я уже говорил, примерно 13 часов. Это был самый длинный перегон в моей жизни без спального места, если не считать 25-часовой автостоп из Верхней Тоймы в Москву, но, мне кажется, можно его не считать. Только отчалили, как сразу поехали на заправку в порт Тобольска в поселке Иртышский. Заправка оказалась длинной – порядка 50 минут, и из чувства протеста я вновь задремал, проснувшись окончательно только часа через полтора.

Впрочем, первая остановка была не скоро – только в райцентре Уват. Народу ехало довольно много, но практически все не дальше Горноправдинска, а в Ханты-Мансийск вроде вообще я один. Правда, садились примерно синхронно, так что пустой «Линда» никогда не была. В Увате почти никакой активности не наблюдалось – пристань и сам поселок находятся на левой стороне Иртыша, а примерно в километре дальше пристани существует паром, соединяющий Уват с остальным миром.

После Увата были остановки Демьянское и Тугалово, где-то с правой стороны виднелась большая полуразрушенная церковь. Дальше собственно начался центр притяжения маршрута – поселки Бобровский и Горноправдинск. Горноправдинск – как рассказали местные жители, большой ПГТ с 7 тысячами населения. В нем есть мобильная связь, интернет, свои дороги, пристань, гостиница и вертолетная площадка, но нет ни автодорог, ни ЖД во внешний мир. Зимой есть зимник, летом ежедневно идет «Метеор» Бобровский – Ханты-Мансийск плюс два раза в неделю идет эта «Линда», а автомобили завозятся паромом за очень нехилые деньги. Ну а в межсезонье людей развозят вертолеты, причем не только в Ханты-Мансийск, как можно было бы предположить, но и до станции Демьянка, где, оказывается, для таких целей специально есть аэродром. Вот он какой, сакральный смысл станции Демьянка!

Судов на Иртыше до обидного мало. Встретились лишь несколько небольших барж с буксирами, несколько небольших танкеров и только одна довольно немаленькая сухогрузная дура «Беломорский-23». Ожидалось, конечно, большего.

В 21 с чем-то наконец-то прибыли в Ханты-Мансийск. Где-то за час до этого небо резко заполнили тучи (вообще, климат в тех местах субтропический – вроде солнце, и тут раз – и гроза :). Пошли молнии, но пока без дождя. Сфоткать молнию мне не удается уже года три, не удалось и сейчас.

Вокзал в Ханты-Мансийске действительно отгрохали немаленький. Большой, честно говоря, отгрохали. Очень роскошный. В одном большом здании содержатся автовокзал и речной вокзал, а хитом этой коллаборации является совмещенное в одном электронном табло авторечрасписание, где не указано, как добираться в указанный пункт – на колесах или вплавь :).

Если верить путеводителю Le Petit Fute по ХМАО (путеводитель, как и атлас, тоже пососакис, но общую картину понять можно), пару лет назад на речном вокзале можно было ночевать на стоящих на приколе кораблях за умеренную цену. Теперь в авторечвокзале открыли гостиницу, стоимость одного места в трехместном номере 660 р, ну а одноместный номер – 1200 что ли. Гостиница очень приятная (все удобства в номере), но, блин, я не всегда бываю готов к таким ценам. Слава богу, девушка за стойкой прониклась моим видом и поселила меня одного в трехместный номер для отдыха судовых команд, где я замечательно выспался. Однако, вопрос второй ночевки (а именно это надо было, чтобы уехать в Кондинское) сильно заострился.

Кинув вещи, я пошел гулять по городу (в 22.30 где-то). Сначала я посмотрел, что тусуется около пристани. И тут я увидел знаменитый новодел – теплоход «Иртыш». Увидел - и начал ржать. Дело в том, что «Иртыш» очень напоминает аквабайк, а посадочных мест в нем, наверное, не больше 8-12. Очень смешное корыто – жаль, не удалось на нем прокатиться. Однако, такая штука в теории могла бы ходить почти на всех мало-мальски крупных реках России (как рельсовый автобус), и если бы властям это было нужно…

Кроме этого, за два дня на пристани обнаружились катамаран «Св. Мария», «Линды» (за поездку видел под номерами 1-4), один «Метеор» и три, что ли, «Зари». Также там торчал теплоход «Космонавт Гагарин», а днем подошел тот самый рейсовый «Чернышевский». Еще один «Метеор» переделан в Акулу и теперь стоит в центре города в качестве одноименного зала игровых автоматов. Что интересно, у него, как у настоящей Акулы, при этом не снят ни винт, ни другие судовые фишки. В общем, для города с самым развитым пассажирским речным сообщением в РФ (а если подумать, то, наверное, во всем СССР, а если дальше подумать, то…) список не так уж и велик.

На автобусе я доехал до центра, где начался наконец офигительный дождь. Возможно, именно он помешал мне найти кафе или интернет-кафе, поэтому я купил еду в одном из многочисленных супермаркетов и к полуночи вернулся в гостиницу стираться и спать.

Итак, Ханты-Мансийск. Безусловно, один из самых интересных городов России, стопроцентный MUST SEE для каждого уважающего себя путешественника. Европа в России – большинство зданий города построены европейскими специалистами. Европа и в культурном плане – 90% водителей остановятся перед пешеходом, когда он выразит желание перейти дорогу там, где нет светофора (это, кстати, касается и Сургута, и Нижневартовска). Недостаток, пожалуй, только один – плохо с общественным питанием, почему-то. Видно, что народ неплохо зарабатывает, и что им, пожалуй, деньги девать некуда – в Трансагентстве жители города при мне с легкостью заказывали такие нехилые маршруты, что я сразу подумал, что Саше Галактионову надо срочно открывать там филиал «ТрансИнфоСети».

Технические моменты. Речной вокзал, он же автовокзал, находится в южной части города – в бывшем селе Самарово. Там же – красивая церковь, офигительная модернистская стелла и некий новый экспоцентр, до которого я так и не добрался. Где-то там же поворот на новый мост через Иртыш, через который пустили автобусы на Нягань (ну это еще можно понять как) и на… Урай! Вот это стало для меня загадкой – изучение атласа ХМАО и атласа автодорог России не дало мне не малейшей идеи, как, собственно, идет эта дорога. Мое скромное предположение – в обход всего напрямую через лес (это косвенно подтвердила кассирша в Трансагентстве, которая сказала, что до промежуточных пунктов на этот автобус билеты не продаются).

Из Самарово где-то километр дорога идет через парк Самарская Лука, где существуют Международный биатлонный центр, из года в год принимающий крупнейшие соревнования. По дороге ходят автобусы (обычный зоопарк для России) и газели практически до часу ночи – проблем с транспортом нет. Дальше, собственно, центральный квадрат – ограниченный примерно улицей мира и Трансагентством. В нем – знаменитая школа для одаренных детей севера, построенная по какому-то супермодному проекту, парк победы, административные здания и тд. Дальше на северо-восток – жилые кварталы, автостанция (у АТП) и аэропорт (4-5 км от центра). На улице Рознина – большой магазин сувениров, но уж больно дорогой. Я, конечно, кое-что купил, но цены меня смутили.

По транспорту. Про речавтовокзал я уже сказал, но далеко не все маршруты переехали туда. Часть идет от трансагентства (как раз в Урай), а часть вообще от автостанции/АТП на выезде из города. Непосредственно из аэропорта, я так понял, ничего не идет, но ряд автобусов могут туда заходить. От трансагентства и АТП есть маршрутки до Пыть-Яха, Нижневартовска и Нягани, никакого разумного расписания у них нет (они, я так понял, больше ориентируются на тех, кому надо из перечисленных мест ехать в ХМ, так что подстраиваются больше под тамошние оказии), зато стоят они дешевле автобуса (до Пыть-Яха 250 против 280 р.). Пригородных автобусов нет, точнее, какой-то один ПАЗ я видел, но найти его в городе потом не удалось. Аэропорт уютный, малой авиации летом немного (в то же Кондинское, например), зато в межсезонье ее количество увеличивается в разы. Да, с картографической продукцией проблем что в ХМ, что в Сургуте и Нижневартовске нет. Карты Тобольска, кроме той, что в атласе, в природе не существует.

Расписание водного транспорта, вроде, осталось прежним (сфоткал), только по-моему сдох рейс Нефтеюганск – Угут (буду уточнять), а Сосьва – Саранпауль теперь идет в ночь. Ходит, видимо, «Москва» - в Нижневартовске висит культовая надпись «Судно типа «Трамвай».

Посвятив день Ханты-Мансийску, я все-таки решил второй раз не ночевать тут (к тому же, перспектива еще 13 часов в «Заре» меня смущала). Что делать? Пришлось вспомнить, кто самый крутой специалист по КТП-логистике в мире :)))))), и придумать совершенно новый план. Решено было ехать на маршрутке до Пыть-Яха, где садиться в поезд до Нижневартовска, откуда уезжать «Линдой» до Сургута, ну а оттуда как-нибудь уже подгребать в Тюмень.

Так я и сделал – и в районе 18 часов маршрутка до станции Пыть-Ях от Трансагентства стартовала. Дорога красивая и очень качественная, ехали быстро. Траффик весьма хороший – полагаю, автостопом я бы тут прошел без особых проблем, хотя бог его знает, конечно… Меня все интересовало, заедем ли мы в поселок Пойковский. Пойковский знаменит тем, что тут ежегодно проходят весьма представительные шахматные турниры имени Анатолия Карпова, ну и тем, что о нем не было никакой другой инфы :).

Оказалось – ни рыба, ни мясо. Формально в Пойковский мы заехали, но в какую-то промзону, где была объявлена стоянка, пока водитель кушал в столовой. Так ничего про Пойковский не удалось узнать.

Вскоре влились в дорогу Нефтеюганск – Тюмень, которая в тех местах вообще суперхайвей – разделительная полоса, фонари и т.д. Впрочем, у Пыть-Яха она становится скромней. Где-то там же мы обогнали модный автобус с большой надписью на лобовом стекле «АВП». Хе-хе, - подумал я.

Пыть-Ях – собрание из нескольких поселков (ныне микрорайонов), довольно раскиданных по округе. Однако, этот ПГТ (который местные жители чаще называют Мамонтовский) считается одним из наиболее процветающих в России, а уровень зарплат врачей и учителей (если верить путеводителю) там такой же, как у нефтяников. Действительно, прогулка по привокзальному микрорайону произвела приятное впечатление – все действительно сделано со вкусом. У самого же вокзала Пыть-Ях – большая площадь, где находится автовокзал (большой ангар) и стоит прочий маршруточный и таксистный транспорт.

Я собирался купить билет на поезд Пенза – Нижневартовск, который ожидался через полтора часа, но когда уже подавал паспорт, вдруг объявили, что на полтора часа опаздывает Свердловск – Нижневартовск, который, как я думал, уже давно ушел. Я спешно взял билет на него, и он обошелся мне в смехотворную по нынешним тяжелым временам цену – 162 рубля.

Отмечу две вещи. Во-первых, в тех краях так же втюхивают страховки, но если сразу попросить не давать, ни малейших возражений не возникает. Во-вторых, до поездки меня пугали, что в тех краях билетов летом вообще купить нельзя. Мне так не показалось. Не знаю, как насчет югов, но в Москву люди брали достаточно свободно, а уж в пределах линии Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск о проблемах и речи не было.

В оставшееся до поезда время я вновь побродил по поселку, сходил в душевую вокзала (40 р и вполне прилично), а также понаблюдал прибытие и отправление разного рода поездов на юг, тоже дружно опаздывающих. Все это я фоткал при полном попустительстве милиции, которая в этом регионе ведет себя так же, как в Архангельской области – то бишь никак. Часов в 8 по московскому времени появился наконец мой поезд.

Состав был в среднем состоянии. Он бросился нагонять, а я не стал засыпать до Сургута. Мост через Обь, конечно, потрясает. Мало того, что это единственный мост через Обь от Новосибирска до Северного Ледовитого Океана, так еще он очень красив, хоть какой-то и несимметричный. Вообще, если учесть, что самый длинный метромост в РФ (или все-таки в мире?) идет тоже через Обь, то Обь зажигает.

В Сургуте отстояли все положенные 40 с чем-то минут. За это время я успел купить билет на завтра из Нижневартовска в Тобольск, вернуться в вагон, осознать, что купил случайно на послезавтра, вернуться и купить заново. И это при том, что на вокзале в Сургуте тусовалась хренова туча народу – видимо, кассы их не прельщали. Почти сразу после Сургута я заснул, хотя севшие буровики активно старались этому помешать, треплясь на повышенных тонах.

Поезд должен был прийти в Нижневартовск в три с чем-то ночи по местному времени, но все же двухчасовое отставание фиг отыграешь – и он пришел около 4.30. Было уже, конечно, светло. Порадовал (после автобуса АВП) вагон с надписью «Рихтовка методом Балашенко».

В Нижневартовске также отгрохали новый модный совмещенный ЖД и автовокзал. Мне захотелось съездить в Стрежевой – фигли ж, до Томской области добраться! Но выяснилось, что 56 км до Стрежевого стоят примерно 180 рублей, и я решил, что для часового визита в город это слишком. Так что пошел гулять по Вартовску.

Нижневартовск – город тоже очень современный, весьма красивый и хорошо приспособленный к жизни. С едой там проблем нет (советую столовую европейского типа – а-ля «Му-Му» - под названием «Обжора» около центрального рынка. Там же – интернет-кафе). На восточном выезде из города есть огромный ведомственный автовокзал, откуда отходят только бусы на всякие буровые. Я даже сфоткал расписание (оно там каждый день новое), хотя это явно не приветствовалось. Автостанция в западной части города ныне не действует, в ней остался только буфет, а все автобусы переехали на новый АВ.

Дошел до пристани. Около нее – красивая церковь, священник в которой, вроде как – известный голубятник. Однако, пока я там был, голуби видимо спали – ни одного не видел. На пристани же висела туча информации (в отличие от Ханты-Мансийска, где ничего разглашать особо не хотели).

Итак, выяснилось следующее:

1) дальше Каргаска на юг ничего не ходит – «Восход» встречают согласованные автобусы на Новосибирск и Омск. Правда, 14 часов в автобусе это хуже, чем в «Метеоре», ИМХО. Впрочем, как писал один наш томский корреспондент, в Томске периодически чего-то с какого-то бодуна запускают, но система этих рейсов ему лично непостижима.

2) Доехать до Стрежевого по реке стоит почти 500 р (час езды). Без комментариев.

3) Существует автопаром Колтогорск (Стрежевой) – Каргасок. Расписание выложу на АТ. Остановки, видать, по требованию.

4) В самом Нижневартовске есть также «Заря» в Былинно – Вампугольск и прогулочная «Москва».

5) Что самое интересное. Есть такой автобус Нижневартовск – Ларьяк. На самом деле, автобус это только до Ваховска, а потом пассажиры пересаживаются на «Иртыш» и плывут по Ваху до Ларьяка. Более того, из Ларьяка далее по Ваху есть совершенно регулярный рейс в Чехломей два раза в неделю. При этом во все указанные места есть рейсы малой авиации из аэропорта Нижневартовска. Вот такая вот элегантная система.

Изучив это все, я понял, что 10 часов в Нижневартовске делать все равно нечего, и поехал в Излучинск.

Излучинск – пригород Нижневартовска в 12 км как раз в направлении Стрежевого, но проезд туда стоит 13 рублей, что явно непропорционально 180 стрежевским. Он построен, я так понял, для обслуживания огромной Нижневартовской ГРЭС, и, если верить плакатам на стенах домов, является «самым благоустроенным поселком округа» (читай – России). Мне так все же не показалось, хотя ПГТ, безусловно – ОЧЕНЬ аккуратный и цивилизованный. Особенно меня порадовало, что практически все дома раскрашены в разные веселые цвета – говорят, этим также знаменит г. Радужный.

Автовокзал Излучинска ставит рекорд России по соотношению «размер/количество маршрутов». Размер у него очень нехилый, маршрут официально один – в Нижневартовск. Реально, конечно, по городу болтается куча ведомственных автобусов и прочих вахтовок. Стоит Излучинск на реке Вах, той самой, где есть судоходство на Ларьяк – но в самом поселке пристани нет. Зато есть пляж.

Вернувшись в Нижневартовск, я продолжил убивать время до «Линды» исследованием города. Доехал до аэропорта – сфоткал расписание малой авиации. Около аэропорта есть довольно знаменитая аллея авиационной славы – там в макетах или в натуральную величину стоят самолеты и вертолеты, использовавшиеся в гражданской авиации СССР. Потом я снова дошел до пристани, где стал пристально изучать схему водных сообщений, оставшуюся с советских времен. Особенно меня заинтриговал маршрут Сосьва – Тавда через Гари. Конечно, вряд ли он сохранился – впрочем, и стопроцентных свидетельств об обратном нет (по приезду в Москву нашел в Яндексе, что, как ни странно, в Гарях что-то еще осталось). Если б вдруг так проплыть – было бы восхитительно.

Также, если верить схеме, из Вартовска на Ларьяк раньше ходил корабль на всю длину пути (без всякого автоубса), из Тобольска были рейсы в Тавду и в Тюмень, а из Тюмени – в Туринскую Слободу. Также были рейсы из Новосибирска в Барнаул и из Барнаула в Камень-на-Оби. Эх.

Пришла «Линда-1». Народу было мало, поехали по расписанию. Поразило, что на Оби очень много ведомственных паромов – буквально каждые два-три километра, и при этом опять почти никакого судоходства. Великая Серая Пустая Река :(

В Мегион мы по идее не должны были заходить, однако замедлились на рейде, и тут навстречу с нами подошел «Иртыш» (я ему устроил фотосессию со всей строгостью), с которого к нам пересела какая-то важная женщина. Я так понял, обычно такой «подвоз» не практикуются, но если уж местным VIPам надо…

Дождался культовейшей остановки Локосово (ОВИП ЛОКОС – ВО ИМЯ ДОБРА!), а потом окончательно вырубился – график был жесток. Проснулся только к Сургуту.

В Сургуте, надо сказать, я уже был почти никакой – все же, хреновый из меня турист – больше 2-3 дней без режима – и я выбит из колеи. Порадовало, что прогулочным судном в Сургуте работает… большой теплоход, что, конечно, идея суперноваторская. Не знаю, разрешают ли парочкам во время прогулки по Оби уединяться в каютах.

От пристани к центру ходит автобус №21 (вроде) примерно раз в 15-30 минут. Центра как такового в Сургуте нет, однако все, что было сказано выше про Нижневартовск в Пыть-Ях, можно сказать и про Сургут. Красиво, ново, чисто, вежливо – только немного масштабней – Сургут, я так понял, заселялся достаточно давно.

Автовокзал, конечно, бьет все рекорды (он, конечно же, не там, где карта обещает, а на выезде к аэропорту и ЖД). Там павильоны вроде бы 1-6 для обычных рейсов, а для вахтовых – 7-98 (ужаснитесь). Все расписания висят, я их сфоткал и просто из вредности набью – хотя большинство из них будут в виде «ИЖЫВОЛВ-16» или «ООКГГТ».

Аэропорт в Сургуте маленький, красивый и уютный – пять баллов ему. Увидев, что через часик летит какой-то рейс на Москву, я загрустил, что я не олигарх, а то бы к ночи уже пил чай дома. Когда morale is running low, я усвоил, что ее надо поднять любой ценой, иначе только хуже будет. Поэтому, вернувшись в центр, я загрузился в местную пиццерию как следует ужрался на next-to-последние деньги. Зато боевой дух окреп.

Не знаю, что конкретно писать про Сургут: приехать туда надо, чтобы поднять мнение о своей стране, и пожить там наверное приятно не спеша несколько дней – как белый человек. А вот писать про него нечего особо.

Побродив по центру, я сел в очередную маршрутку (с транспортом в городе тоже проблем никаких) и доехал до ЖДВ. У ЖДВ стоит на постаменте первый тепловоз, приехавший с большой земли на эту ветку – эффектный памятник.

Мой поезд (Коротчаево – Казань), как ни странно, не опоздал, однако ГЖД была в своем репертуаре. 50 за постель, в которую входят два чая…В общем, я с ними поругался, что ничем не кончилось – сдачу они мне обещали принести, но так и не принесли. ГЖД – Геть. Мост через Обь, конечно, потрясающ, еще раз говорю. Любопытно, что с утра моя ячейка в вагоне пережила локальное нашествие нескольких белых бабочек, что я счел хорошим знаком; а еще лучшим знаком я счел то, что ехавшие со мной дембеля их не подавили ногами, а вместе со мной аккуратно выпустили в окно.

Следующий день я провел довольно бездарно. Отмывшись и отоспавшись в Тобольске (на вокзале активно торговали кедровыми орехами и рыбой), я так в Тобольске и остался. Нет чтоб поехать автобусом в Демьянку и выяснить ее сущность, или в Тюмень пораньше двинуть, или еще куда, так нет – вел образ жизни японского туриста, катался на пароме и колесе обозрения и только к ночи уехал в Тюмень на поезде Нижневартовск – Свердловск (второй раз за поездку им ехал).

В Тюмени я оказался что-то типа в два часа, прогулялся по ночному городу и взял такси до Рощино за 200 рублей. Мог, конечно, дойти пешком поближе к еропорту и доехать, скажем, за 100, но было лениво. Рощино было единственным аэропортом в поездке, при входе в который не было ни малейшего контроля, что меня очень удивило.

Тут, значит, я и увидел на электронном табло рейс в Кондинское (опять оно!) в 14.00. Тут же пошел к сонному администратору.

- У вас малая авиация есть?
- Да есть…
- А расписания нет?
- А куда вам надо?
- (едрическая сила) Пока никуда. В Кондинское в теории.
- В Кондинское сегодня. А остальное расписание вон на стенке.

На стенке расписания не было. Как и на всех прочих стенках. Однако, пока я это пытался понять, администраторша ретировалась куда-то спать, и так и не пришла до моего отлета. Таким образом, список малой авиации из Рощино остался тайной. Впрочем, если набрать в «Яндекс-Новостях» например, «Аэропорт Тобольск», то некий список предполагаемых маршрутов из Рощино легко очертится. Так что скоро, надеюсь, мы и это узнаем.

Вот и все. Долетел в Москву я хорошо. Поездка безусловно удалась. Денег я потратил (не считая билета) порядка 7.300 р, не то чтобы экономил, но и не жировал. С большим удовольствием еще вернусь в ХМ, при дополнительной мотивации – еще в Сургут, Тюмень, Тобольск и Нижневартовск :) До новых встреч в эфире!

Надо б фотки выложить, еще бы понять как и куда. Фоток - много %) Но попробую.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.