Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участники: Митян Крюков, Александр Мерщиков

Дата поездки: 8-9 ноября 2003 г.

КРАСНЫЙ ПРОФИНТЕРН

На этих выходных я совершил блиц-поездку в Ярославль и Красный Профинтерн. Причем я, как всегда в последнее время, до последнего момента тормозил, говорил, что ничего не знаю и никуда не поеду, даже обломал Сашу Галактионова, но в итоге в последний момент все-таки сорвался из Москвы.

Повлияли на это два фактора - во-первых, мне все-таки удалось связаться с автором замечательного сайта "Ярославский вокзал" Александром Мерщиковым, с которым мы договорились в воскресенье съездить в ПГТ Красный Профинтерн, во-вторых, удалось узнать, что в эти дни в Ярославле как раз зависали мои архангельские знакомые, и я с ними быстренько увиделся.

Итак, Красный Профинтерн. Если поднять архивы, то можно прочитать мои отчеты о поездках в Варегово, Тутаево, Переславль и Гаврилов Ям - т.е. практически все малодеятельные или умершие ветки южной части Ярославской области вдоль главного ярославского хода мне удалось посетить.

На сей раз на очереди был Красный Профинтерн. Пассажирское сообщение на этой ветке умерло аж в 1973 году (по крайней мере, именно к этому году относится последнее найденное Александром расписание, местные же жители утверждают, что даже раньше). Ходил тут, как правило, паровоз с парой вагонов, который местные жители, если не ошибаюсь, называли "Бабусей" - так медленно он ехал. С 1973 года приоритет полностью перешел к автобусам, но ветка не была разобрана, а использовалась местным Крахмало-паточным заводом.

Более того, уже лет 70, и это можно почитать, набрав в "Яндексе" "Красный Профинтерн", рассматривалось продолжение этой линии к Костроме, чтобы соединить два крупных города напрямую, а не через Нерехту.
Кострома перманентно чувствует себя обиженной транспортом, и надеялась на этот проект, но и он по разным причинам осуществлен не был, и вряд ли будет, хотя технически это не так сложно - остается достроить буквально километров 40 путей (любопытно, кстати, что Кострома вообще падка на всякие казусы - например, жители Костромы на полном серьезе считают ярославский аэропорт Туношна своим. Впрочем, бывают и обратные случаи - например, из деревни Некрасовского района Ярославской области Ломовское летом в райцентр можно попасть только через Кострому (на вертолете), зимой если только по льду Волги, а в осенью, видимо, пешком через лес до Заболотья, там на автобусе до Красного профинтерна, там на пароме, а с Новодашково снова на автобусе).

До Красного Профинтерна ехать порядка часа от ярославской автостанции Филино. Сия автостанция находится у одноименной железнодорожной, зала ожидания не имеет (только небольшой зальчик внути ж/д вокзала) и вообще довольно неаккуратная. Расписание есть на сайте Александра (www.yarvokzal.ru) и на www.all-transport.narod.ru.

По дороге автобус идет мимо Ярославской детской железной дороги, которая построена, на мой взгляд, как-то бестолково - начинается на самом краю города, два километра идет параллельно автодороге на Профинтерн, а потом вдруг сворачивает в лес и где-то через километр кончается. Если уж строили так далеко, то уж лучше бы довели ее до какого-то поселка, чтобы она какую-то функцию выполняла, как в Оренбурге.

В Профинтерне мы сошли около железнодорожной станции, где-то в 500 метрах от паточного завода и в километре от автостанции. Здание станции сохранилось, заколочено, табличка висит, пути два, накат чуть ниже среднего. Выяснилось, что эта бывшая станция сейчас никому не нужна, потому что все маневры вполне можно выполнять непосредственно на территории завода, за воротами. Туда мы и направились.

И - о, удача - как раз в направлении Филино стоял маневровый тепловоз с одним вагоном. Правда, признаков жизни вокруг него не было, но само наличие тепловоза (номер записал Александр, если кому нужно, спросите у него) не могло не радовать.

Мы прошли еще метров 300 до проходной, где удивительно приветливые охранники, даже не спросив, кто, собственно, мы, стали звонить в диспетчерскую и узнали, что поезд сегодня обязательно пойдет, но вот когда - пока никому не известно. Мне даже кажется, что, если бы мы попросили, нас бы пустили посмотреть развитие путей внутри завода, но мы просить не стали.

Поэтому пока мы дошли до автостанции. В Профинтерне (в отличие от Филино) очень аккуратное здание автостанции, внути касса совмещена с магазинчиком, и висит много разных схем и тарифов. Видимо, это связано с тем, что Красный Профинтерн является как бы квази-райцентром, сам райцентр - Некрасовское - находится на другом берегу Волги.
Потом мы дошли до пристани, где подтвердилось, что паром на тот берег, в Новодашково, пойдет через 40 минут.

Водное сообщение в Красном Профинтерне таково - летом останавливается метеор Ярославль-Сокольское, с апреля по 10 ноября в Новодашково ходит паром. Правда, матрос парома сказал, что в связи с приемлемой погодой ходить он будет, видимо, числа до 15-го, а потом отправится зимовать в Тутаев.Пока паром готовился к старту, мы перекусили.

Я пошел изучать огромную и очень колоритную полуразрушенную усадьбу дворянина Понизовкина, и построившего, собственно, сей паточный завод. Пикантность ситуации добавляло то, что я как раз по дороге я Ярославль прослушал наконец оперу Питера Хэммилла по мотивам книги Эдгара Аллана По "The Fall of the house of Usher", и, честное слово, это был один в один тот самый Дом Ашеров :)

Александр же познакомился с каким-то местным ветераном, который рассказал много интересного про Профинтерн, в частности, что многие его жители хотели бы переименовать ПГТ назад в Понизовкино, что все разумные жители давно уехали в Ярославль, а местным властям ничего не нужно - он лично пытался устроить в Профинтерне рынок, но власти идею запороли, пожелав слишком много денег на лапу.

Я тем временем еще раз дошел до тепловоза - ситуация не изменилась. Мы были бы рады уехать на нем, но, если кто помнит, 9 ноября было холодновато, и ждать до бесконечности мы не могли.

Я поехал на пароме (СП-44) в Новодашково, а Александр остался фотографировать его с берега. В принципе, была возможность потом впроситься на попутку до Некрасовского, а там въехать в Ярославль с другой стороны, но это было непонятно и долго, так что мы решили предпочесть синицу в руках с робкой надеждой на тепловоз.

Проезд на пароме стоит 6 рублей, туда и обратно ехало человек по 5-6 и 3-4 машины. Везде по парому написана забавная надпись "Берегитесь колышек", но что такое колышки в данном контексте - мы не поняли.

По возвращению в Профинтерн мы еще раз убедились в том, что тепловоз в Филино не спешит, и уехали на ближайшем автобусе в Ярославль.

Вот, собственно, и все. Общее впечатление - в теплое время года заехать в Красный Профинтерн, разумеется, стоит - например, приехать на "метеоре" из Костромы, осмотреть развалины и попробовать поймать тепловоз. Зимой - сложнее.

Огромное спасибо Александру Мерщикову за отличную поездку и гостеприимство. Обещаю вернуть ему должок при первом же его визите в Москву.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.