Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участник: Митян Крюков

Дата поездки: 8-14 января 2004 г.

ТРАНСУРАЛ-1: ДО ЧЕЛЯБИНСКА

Мой третий выезд на матч красногорского «Зоркого» в Казань на сей раз грозился раздуться до немыслимых размеров. Дело в том, что у меня на работе возникли некоторые проблемы, и до их решения мой отпуск удлинился. Я было обрадовался – последний раз отпуск длиной хотя бы две недели был у меня больше двух лет назад; но привычка работать уже намертво приклеилась ко мне, и ощущение де-факто временно безработного периодически меня все же напрягало.

Но работа – работой, а получить удовольствие от глобальной поездки я просто был обязан. Ведь я планировал ее чуть ли не месяц, постаравшись охватить как можно больше интересующих меня мест. В итоге план (без указания конкретных перемещений) принял следующий вид – Москва-Казань (ПДС), Казань-Бугульма (самолет), Бугульма-Челябинск (ПДС) – Челябинск-Свердловск (ПДС) – Свердловск-Гари (самолет) – Гари-…-Свердловск (бог знает как) – Свердловск-Пашия (ПДС) – Пашия–Пермь (попугай) – Пермь-Чайковский (автобус), далее в Москву, возможно с заездом в Воткинск, Сарапул и/или Ижевск.

Те, кто меня знает, наверняка догадались, что я постарался весь этот немеряный список вместить в минимальное количество дней и сделать поездку максимально динамичной. Впрочем, довольно вступлений – к делу.

Перед отъездом меня как всегда настиг приступ волнений, и билеты на все этапы поездки вплоть до Челябинска я купил еще в Москве, при этом понеся, естественно, некоторые убытки. Как показывала практика, в лучшем случае половину из этих билетов мне наверняка пришлось бы сдавать :), но на сей раз судьба благоволила ко мне, и этого не потребовалось.

9 января вечером я, моя жена Юлька и дочь Ева плюс гроссмейстер, неоднократный призер различных международных соревнований Валерий Тихонов собрались в нефирменном купе фирменного поезда Москва-Барнаул. Мои домочадцы ехали до Сарапула к Юлькиной тете с последующим перемещением к Юлькиной маме в Чайковский. По совету Саши Галактионова мы взяли детский билет и на Еву, и она стала, наверное, самым юным обладателем билета в рядах КТП (Кстати, если определять Коэффициент Географической Крутизны по той системе, какая была придумана нами раньше :), Евка в своем возрасте со своим Чайковским имеет шансы обойти всех).

Барнаульский поезд показался мне очень приятным – хоть вагоны там были не самые новые, но довольно уютные, а чай вообще стоил только 2 рубля – рекорд из виденного мною. Вкупе с дополнительными свидетельствами, если бы на дворе шел 2003 год, то этот поезд однозначно получил бы титул «Поезд года», но 2004 уже наступил, и титул давать ему было рано :)

В Казань мы прибыли вовремя. Так как матч был в 12 часов дня, как всегда в Казани по выходным, то план был довольно сжатым. Во-первых, навестить казанский автовокзал, чего никто еще почему-то не удосужился сделать, во-вторых, традиционно наестся от пуза в нашей любимой харчевне «Дом Чая» на Баумана, ну а потом уже ехать на стадион в Дербышки.

В столице Татарстана погода соответствовала прогнозам и была очень мерзопакостной – где-то минус 22 с сильным ветром. Порадовало, что мои новые куртка и сапоги, купленные во многом специально под эту поездку, ни разу меня не подвели. Сначала я попытался по просьбе Александра Фетисова найти график нового экспресса Казань-Ижевск и не нашел; потом мы посмотрели, что из автобусов отправляется непосредственно с привокзальной площади, выяснилось, что довольно много всяких разных маршрутного типа; разумеется, расписание висело далеко не на все, да и холод не шибко располагал к вдумчивому изучению рейсов. Так что мы сели на трамвай и отправились к автовокзалу – он находится практически там же, где речной вокзал, не запутаетесь.

В кассах автовокзала по 15 рублей даже продавались книжечки с расписанием, но уже после их приобретения выяснилось, что они выпущены в 2002 году. Ну да ладно – для коллекции пригодятся, к тому же там есть всякие полезные сведения типа времени в пути и количества километров до места.

Переписывать актуальные расписания мне было лень, и я их сфоткал. Потом мы с Валерой проехали пару остановок назад на трамвае и еще пару остановок, медленно покрываясь инеем, прошли пешком. Бросилось в глаза все возрастающее в тысячелетию Казани количество надписей на татарском и вообще некоторого ощущения национализма, пусть пока и не агрессивного.

В Доме Чая как всегда все было замечательно, Мы вернулись по улице Баумана до остановки Площадь Тукая и довольно быстро дождались ПАЗик до Дербышек. У стадиона «Ракета» мы вылезли, и прямо у ворот напоролись на дружественных фанатов во главе с Максом по прозвищу Evil. Некоторая абстрактная договоренность о встрече у нас была еще в Москве, но мы с Валерой опасались, что эта тусовка будет представлять из себя сборище юных фанатов, подобных тем, от общества которых мы еле отмазались в прошлом году. Оказалось, к счастью, что Макс и его друзья – совершенно адекватные и интересные ребята примерно лет 25-30.

Итак, мы собрались у ворот стадиона впятером, и вдруг к нам подошли представители местной милиции. По их мнению, нас следовало отвести на гостевую трибуну и поставить охрану по милиционеру на человека, чтобы нас не задрали местные болельщики. Все это было воспринято нами с улыбкой – два прошлых года мы спокойно стояли среди местных болельщиков, и никто нас не трогал. Вообще, ХСМ как раз выделяется тем, что там гораздо чаще болельщики обсуждают перипетии матча и интриги в чемпионате, чем бьют друг другу морды.

Ну раз милиция хочет, то сделаем выезд действительно экстремальным, - решили мы, облачились в шарфы «Зоркого» и гордо под охраной прошли на дальнюю трибуну. Обстоятельства обязывали, и мы еще до начала матча затянули песни и прочие речевки на тему «Зоркий-чемпион!», запросто перекрикивая пассивную казанскую торсиду :)

Если вспомнить предыисторию наших выездов в Казань, то оба раза матчи проходили по одному сценарию: «Зоркий» начинал отвратительно, потом (как правило, к середине второго тайма) спохватывался, организовывал погоню, почти догонял, но тут же на контатаках пропускал еще пару мячей. Итоги были похожи – 5:7 и 4:7. Да и вообще, за всю историю чемпионатов России (в отличие от чемпионатов СССР) «Зоркий» никогда не выигрывал в Казани.

На сей раз дело усугублялось тем, что пару недель назад «Зоркий» проиграл «Ракете» и дома – 4:7. Но с самого начала матча гости заиграли на удивление уверенно, и спустя минут 15 Алексей Загарских открыл счет. Мы совсем было обрадовались, но вели себя корректно, а милиция вела себя еще корректней, болтая с нами на хоккейные темы, вполне разбираясь в предмете.

«Зоркий» вполне удачно отбивался от вяловатых атак хозяев. Были и весьма смешные эпизоды. Например, символ «Зоркого» атакующий полузащитник Коля Кулагин, маленький и с длинными волосами, был отправлен главным тренером Валерием Грачевым чуть ли не в защиту. И в одном из моментов Грачев заорал со скамейки что-то типа «Коля, отдавай дальнему», на что Коля закричал в ответ: «Я боюсь!». Дружный хохот с нашей трибуны и крики «Не бойся, Коля, мы с тобой!» были ему ответом.

Или, например, кто-то из молодых форвардов «Ракеты» решил обокрасть столпа обороны «Зоркого» и капитана команды Олега Чубинского по прозвищу «Чубайс». Чубинский спокойно закрывал могучим телом укатывающийся за лицевую линию мяч, а игрок «Ракеты» сунулся справа, сунулся слева, и в итоге был отправлен Чубинским в угловой флажок, причем, естественно, без нарушения правил. На помощь флажку была срочно командирована работница стадиона, но он был погнут так основательно, что его так толком и не удалось починить до перерыва.

В конце первого тайма сначала Вячеслав Манкос получил мяч так удобно, что успел осмотреться и со всей силы расстрелять вратаря - 2:0. Ну а потом случился эпизод, ради которого только уже стоило ехать в Казань. Секунд за 40 до свистка на перерыв на своей половине поля получил мяч защитник «Зоркого» Иван Козлов. Иван осмотрелся, увидел, что партнеров нет, и решил пойти вперед сам.

Пошел он вперед довольно резво, на скорости объехал троих защитников, и, во избежание дальнейших неприятностей, был сбит метрах в 20 от ворот «Ракеты». Время первого тайма меж тем истекло. Расчет казанцев был прост – в хоккее с мячом судьи не практикуют добавлять много к основному времени, и стандартные положения в таком случае разыгрываются по системе «пас-удар», и никакого добивания, потому что на перерыв пора, отдыхать.

Что можно сделать, когда времени нет, до ворот 20 метров, а перед мячом – вся команда соперника в виде внушительной стенки? Как правило, все лупят со всей силы, надеясь, что мячик как-нибудь да залетит. «Зоркий» поступил иначе. Пасующий вдруг откинул мяч на несколько метров вправо, где прохлаждался форвард «Зоркого» Колосов. Колосов к удивлению стенки получил мяч, несильно замахнулся и полу-ударил, полу-катнул его в сторону ворот.

Форвард Колосов, видимо, в свободное от основной работы время играет в гольф, потому как мячик к удивлению всего стадиона прокатился по льду и залетел в сетку в миллиметре от дальней штанги. Отчаянный бросок вратаря не помог – так состоялся один из самых красивых и нетипичных на моей памяти голов в ХСМ. Конечно, в нем была и доля вратарской вины – стоило вратарю сделать хоть один шаг вправо, и можно было бы даже не прыгать. Но гениальное решение потому и гениальное, что не предполагает моментальной адекватной реакции на себя.

Так что победу отмечать мы начали уже в перерыве. Впрочем, во втором тайме судья начал удалять игроков «Зоркого» одного за другим, Казань отквитала один мяч, могла и еще, но в итоге кончилось все замечательно: наши отбились, а в конце матча на контратаках забили еще два гола, тем самым не только победив, но и повернув разницу по итогам двух игр в свою пользу (4:7, 5:1).

Есть первая победа в Казани! И ничего не сравнится с тем ощущением, когда вся команда подъезжает к вашей трибуне и аплодирует вам пятерым!

Мы с Валеркой под шумок смотались на пресс-конференцию, на которую тренер хозяев от расстройства не пришел. Пока суть да дело, пока выползли назад в центр, так я уже начал опаздывать в аэропорт, к тому же еще и не зная толком, где он.

Так что, проводив Валеру в сторону вокзала (от мысли уавтобуситься на Чебоксары он в итоге отказался), я выпил стакан зеленого чая в кафе и стал ловить машину. Машина поймалась быстро и повезла меня в сторону аэропорта. Аэропорт в Казани, скажу я вам, находится черт знает где. От него до города километров 30 с многими поворотами – сначала по шоссе как раз по направлению к Бугульме (там мое внимание привлек знак «До паромной переправы - 68 км», но о переправе позже), потом налево, опять налево…

Неудивительно, что у аэропорта, когда мы к нему наконец подъехали, было совершенно безлюдно. Да и транспорта там толком не осталось. Раньше, судя по ВЭ, еще с вокзала что-то ходило, а теперь только от Агентства воздушных сообщений, что на Площади Патриса Лумумбы, около старого аэропорта, ходит автобус. Ходит он так: из ТАВС в аэропорт – 5.20 8.00 9.15 11.05 14.10 15.15 16.35 18.40, назад – 6.20 9.00 10.30 12.30 15.10 16.15 17.35 19.40. Телефон, по которому можно узнавать его актуальное расписание – 8-8432-72-51-33.

В аэропорту царила тишь да гладь. На четверых пассажиров нашего рейса (меня, женщины лет тридцати, девушки лет 15, читавшей книгу с названием что-то вроде «Как стать суфием», и угрюмого молодого человека) приходилось 7 или 8 открытых киосков с разнообразным ассортиментом. Кроме Бугульмы из Казани относительно ближние и дешевые рейсы летают в Нижнекамск (раз в неделю) и Екатеринбург (два раза). Все расписания – на all-transport.

При посадке в Казани меня довольно тщательно проверили, попросив показать легендарный напильник и почему-то запасные батарейки. Впрочем, посмотрев на них, они остались довольны и ничего не изъяли. Как ни странно, в обоих аэропортах Екатеринбурга на напильник просто забили.

Выполнял мой рейс девайс под названием Л-410 – небольшой уютный винтовой самолет. По идее, он должен летать посменно с ЯК-40, но этому может помешать открытие моста вместо той самой паромной переправы. На днях в открыли какой-то здоровый мост, и автобусы из Казани в Бугульму и далее теперь могут не зависеть от парома. По словам моих попутчиков, спрос на самолеты моментально упал, хотя казалось бы, 400 рублей за быстрый перелет – не так много. Наверное, дело и в отдаленности казанского аэропорта от города. Так что кто хочет успеть покататься на этом рейсе – спешите! Могут и прикрыть лавочку.

До самолета нас довезли на специальном автобусе – видимо, статус международного аэропорта обязывает. Л-410 покатался по аэродрому и взлетел по расписанию. Последующий полет мне очень понравился, затмив даже ожидавшийся с таким нетерпением кукурузник. В основном, потому, что он воздействовал на мои эстетические чувства.
Представьте себе – темно, а снизу одно за другим проходят светлые пятна разной формы городов и сел, причем видно, где улицы украшены гирляндами (новый год же на дворе!), где неоновая реклама, где что-то еще подобное. Как будто кто-то с земли включил такую большую хитрую подсветку – в общем, замечательное «световое шоу», очень красиво, даже лучше, чем днем лететь.

Я даже расстроился, когда спустя час мы приземлились в Бугульме. Самолет подрулил аккурат к выходу с летного поля «в город»; пилот вышел из кабины и спросил у нас, не едет ли кто-нибудь в Лениногорск. Оказалось, что нет – пилот вздохнул и ушел. Так и осталось непонятным – то ли он хотел, чтобы его подвезли, то ли наоборот хотел совершить широкий жест.

За воротами аэропорта стояли две машины: «десятка» с мамой-автолюбителем уже упомянутой 15-летней девушки и старый-старый то ли ПАЗ, то ли КАВЗ с ироничным водителем-бурятом. Женщины быстро сговорились, что уедут в город на «десятке», мы же вдвоем сели в автобус. Водитель, улыбаясь, сказал, что его холодный автобус несомненно лучше этого седана, и одобрил было наш выбор; как вдруг женщина лет 30, летевшая со мной, зашла в автобус и сказала, что меня подвезут тоже (я спрашивал у нее раньше, где в городе ж/д вокзал).

Я подумал секунду и решил поехать на машине, провожаемый возгласами бурята о краже пассажиров.Эта самая женщина, выкравшая пассажира в лице меня, оказалась директором непонятно как образовавшегося в Бугульме Музея Ярослава Гашека (позже выяснилось, что Гашек во время гражданской войны был коммендатном Бугульмы). Она кратко и интересно изложила суть города Бугульмы, рассказала про риск отмены самолета и приглашала посетить музей, если я окажусь в городе в более удобное время.

Мы ехали довольно лихо, и перед высаживанием меня на вокзале подвезли директора музея к ее дому (спасибо ей большое за помощь!). Крюк был небольшой, однако перед самим вокзалом нас с визгом и улюлюканием обогнал давешний ПАЗик и оказался у автовокзала первым.

Что сказать о самой Бугульме после краткой поездки по улицам в темноте? Да почти ничего – красивый, чистый и ухоженный городок нефтяников, достопримечательностей особых я не видел (главная достопримечательность, видимо, тот самый Музей Гашека). Но по Бугульме вечером я бы ходил без страха – как-то вид города располагает.
Вокзал находится на одной площади с довольно красивым и современным автовокзалом. По мнению ВЭ, последний закрывается в 20.00, однако за время, прошедшее после издания ВЭ, работники автовокзала окончательно разленились и решили закрываться вообще в 19.30.

В 19.27 я сунулся в закрывающиеся уже двери, меня попытались не пустить, но я сказал, что мне нужно посмотреть расписание буквально на одну секунду, и меня впустили. Смотреть расписание я, конечно, не стал, а вместо этого его сфоткал, заслужив одобрительные возгласы сотрудниц автовокзала: «Вот техника на благо человечеству служит!». Любопытно, что кроме простыни о междугородних рейсах республики Татарстан, там висела простыня и об аналогичных башкирских, что впервые навело на мысль об очень внимательном отношении башкирских властей к своему автобусному сообщению.

Потом я не торопясь пошел на открытый круглосуточно ж/д вокзал. Он имеет довольно странную вертикальную структуру – два с половиной этажа с довольно небольшой площадью каждого, причем большая часть помещений в момент моего визита находилась в состоянии ремонта.

Время до поезда было еще много, и я сначала спросил у дежурной по вокзалу, пустят ли меня в поезд с билетом от предыдущей станции Клявлино (Саша Галактионов по известным ему одному причинам не смог взять билет Бугульма-Челябинск, а вот Клявлино-Челябинск – смог). Дежурная сказала, что пустят. Я обрадовался и вышел на платформу, где нашел довольно большой магазин «Железнодорожник».

Я бы дорого отдал, чтобы узнать, что там продается (может, даже служебки?!), но магазин работал строго до 17.00 и был наглухо закрыт. Кто будет в Бугульме в светлое время суток, загляните – по его виду мне показалось, что это именно железнодорожный магазин, а не продуктовый киоск с пафосной надписью.

Напротив вокзала размещалось тепловозное депо Бугульма. Вот оно работало как раз очень активно, а активней всех работал поворотный круг. Я легко подошел к нему (никакой охраны) и стал наблюдать за механизмом его работы. Фоткать было нельзя – слишком темно – но я и так получил удовольствие от созерцания. Очень прикольно, наверное, работать теткой на разворотном круге – целый день крутишься туда-сюда, а в Бугульме круг действительно работал почти нон-стопом.

Разглядев процесс во всех подробностях, я поискал глазами какие-нибудь паровозы, не нашел их, но внутрь в депо не пошел. Вернулся на вокзал, погулял там еще минут 15, и тут наконец объявили о появлении искомого поезда Москва-Челябинск.

К поезду хлынула не возьмись откуда огромная толпа желающих. Конечно, было понятно, что на дворе был предпоследний день школьных каникул, да и справка «Экспресс» говорила, что купить билеты в вагоны с переменным трафаретом из Бугульмы и Димитровграда можно было даже не пытаться.

Мой вагон оказался у самой головы состава, и я понесся к нему, успев первым. Оказалось, что это имело решающее значение: несмотря на то, что молодая проводница сначала усомнилась в правомочности моей посадки тут, а не в Клявлино, я ее уболтал и оставил связываться по рации (и такое бывает) с начальником поезда.

Сам же вошел в вагон и слегка, мягко выражаясь, охренел. Вагон был полон школьников, как выяснилось впоследствии, ехавших группой из Москвы, куда их возили на каникулы. Единственное свободное место (sic!) было верхней боковой полкой у дальнего туалета. Но я хотя бы его занял, а вот еще троим, хотевшим также влезть в этот вагон, пришлось выдержать сеанс препираний. В итоге одной девушке было освобождено место за счет школьницы, сходящей в Туймазах (типа, все равно на своем месте не сидит), а двух других отправили в другие вагоны. Я было подумал, что им повезло, но потом прошелся в вагон-ресторан и увидел, что другие плацкартные вагоны по количеству школьников на единицу пространства никак не отличались от моего.

Находится на своем месте было решительно невозможно – школьники возраста примерно 8-9 классов резались в карты, занимались гаданием и громко шумели. В итоге я сходил в вагон-ресторан (ооочень дорого), взял чаю (6 рублей!, сравните с 2 рублями в фирменном барнаульском) и пристроился на краешек какой-то койки. Вообще, сий поезд Москва-Челябинск смело заслуживает титул «Отстой года» - не говоря уже о школьниках, он просто очень грязный и очень дорогой.

Любопытно, что станции Клявлино вообще в расписании, висевшем в вагоне, не значилось, вследствие чего я отправил Валере Тихонову смску «Кто я? Где я?». Спать, понятно, не хотелось, и я по полной программе нагулялся на идущих почти подряд долгих стоянках Туймазы и Кандры.

Туймазы – районный центр Башкирии, в котором я впервые столкнулся с феноменом, заключавшимся в том, что все 6 пригородных поездов тут ходят по особому указанию. Нелюбовь башкиров к пригородному ж/д сообщению и любовь к автобусному подтверждалась наличием тут же новенького с иголочки и красивого автовокзала, который, впрочем, был закрыт.

Кандры же – станция, как я понял, прицепки электровоза (до этого линия тепловозна), сам ПГТ небольшой, райцентром не является, так что автобусное сообщение в нем осталось для меня загадкой.

Подобное мое мотание, видимо, напрягало расслаблявшихся школьников, и во время одного из моих переходов к себе на место один из них с верхней полки решил повернуться и, уж не знаю, случайно или нарочно, угодил мне ногой аккурат в глаз. Достойно ответить ему в силу разницы возрастов я не мог, так что пришлось срочно идти в дальний тамбур, собирать со стен снег и прикладывать к глазу.

За этим занятием меня застал вышедший покурить молодой солдат, и, когда я заметил, что он как-то странно на меня смотрит, пришлось рассказать ему причину моих действий. Он посоветовал не мудрствовать лукаво и прислониться щекой к замерзшему стеклу, и, в общем, оказался прав – по крайней мере, утром синяк был уже почти незаметен.

Третьей и четвертой длинной стоянками по дороге в Челябинск были Уфа и Усть-Катав, но если первую я проспал «без вопросов», то на второй проснулся, но решил не выходить – одеваться и идти через весь вагон было лень.

В Усть-Катаве на полку ниже подсел парень, и когда уже все проснулись, в окружении школьников нам не осталось ничего другого, как трепаться между собой. Парень жил в Усть-Катаве, но служил пограничником в Троицке, по поводу чего испытывал положительные эмоции, рассказав, что сам Троицк – довольно-таки приятное место, и он подумывает остаться там после службы. Про Усть-Катавский трамвайный завод он сказал следующее: заказы в последние года 2-3 резко возросли, но это никак не сказалось на величине зарплат на предприятии, и трамваи делают по-прежнему люди еще с закалкой 60-х годов, что, во-первых, не способствует развитию дизайнерской мысли, а, во-вторых, после их скорого ухода на пенсию трамваи делать будет решительно некому.

Я на сей раз не стал скрывать, что я журналист из Москвы, и парень довольно хорошо отнесся к этому факту, хотя я обычно предпочитаю не раскрывать свое столичное место жительства. Так как я какое-то время раньше в Челябинске жил, и у меня остались там родственники, то я считался ему чуть ли не земляком, и дружеский разговор за время примерно от Златоуста до Челябинска успел коснуться широкого спектра вопросов: от сотовой связи до нравов на границе с Казахстаном.

Любопытно, однако, наше знакомство закончилось – когда мы, пожелав друг другу большой удачи в жизни, уже расходились на перроне в Челябинске, он вдруг как-то странно посмотрел на меня, и спросил, какая у меня фамилия.
- Крюков, - ответил я.

- Тогда это, наверное, тебя встречают, - сказал он и растворился в толпе.

Я сначала не понял, чего это он так удивился, а потом увидел Владимира Подкорытова с табличкой «Митян Крюков». Бедный парень, наверное, потом долго думал, что это за имя-то такое и с человеком какой национальности он вообще общался (и не казахский ли я шпион) – ведь я ему сказал, что еду в основном к родственникам, а родственники с табличкой – это странновато…

Что касается дороги непосредственно к Челябинску, то меня удивило то, сколько на ЮУЖД любопытных локомотивов. Вот, например, подъездной путь где-то в окрестностях Миасса. Четыре цистерны не спеша тащит нечто длинное и рогатое, более всего напоминающее головную секцию от электрички СР. Что такое? Откуда взялось? И таких примеров было несколько. И еще порадовало, что тут я видел горы, ибо потом, как ни странно, горы практически кончились. Следующая мало-мальская гора была мной замечена еще очень и очень не скоро – в Седельниково.

Вот так я и прибыл на "третью родину", чего ждал уже несколько лет. И когда я задал вышеупомянутому пограничнику в поезде волновавший вопрос: "А как тебе Челябинск?", он хитро улыбнулся и ответил: "Сам увидишь. Он очень изменился".

Читать дальше

ТМ © Коллектив авторов, 2005.