Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участник: Митян Крюков

Дата поездки: 8 января 2003 г.

ТЕМНОЕ ПЛАМЯ УЗУНА

"Темное пламя Удуна" (Дж.Р.Р. Толкин).

Почти два года назад я начал свое знакомство с КТП, стоя в районе 10 вечера на платформе Казанского вокзала у последней электрички на Рязань, размахивая служебным расписанием и пытаясь выхватить в толпе очень рыжего человека по имени Всеволод Путник.

Человек в итоге оказался не очень рыжим, как казалось по фотографии на ТРМ, а рыжим весьма умеренно. Мы разговорились. Оказалось, что слушаем сходную музыку, у нас сходные интересы (правда, на тот момент я не бывал еще даже в Рязани) и вообще общаться нам интересно. Сева ехал в Рязань, а потом в Кустаревку, мне же надо было с утра на работу, и я хотел срулить из Рыбного первой электричкой в Узуново.

В тот вечер многое было впервые - впервые у меня в руках оказался цифровой фотоаппарат Андрея Симоненко, впервые я ночевал на платформе (Рыбное), тогда я написал свой первый отчет. Вкратце скажу, что электричка Рыбное-Узуново на платформе не остановилась, а поехала в Узуново прямо из депо, вследствие чего мне пришлось возвращаться в Москву несолоно хлебавши.

Теперь уж нет той последней рязанской электрички, зато осталась идея проехаться по этой воистину никому не нужной ветке - Рыбное - Узуново. Так мы с Фывой и сделали в один из самых холодных дней зимы - 7 января 2003 года.

Загадочное это место - ветка Рыбное - Узуново. Еще лет 15 назад на бескрайних полях тех мест не было и намека на ветку, и в центральной России это чуть ли не последняя построенная линия перед тем, как все стали повально разбирать. Лет 8 назад тут ходили примерно 8 пар ПДС в день, причем все останавливались посреди полей на станции с гордым названием Макеево-Московское (других, немосковских, Макеевых однако не наблюдалось).

Теперь ПДС-ов то ли совсем не осталось, то ли остался один, количество электричек тоже было довели до 2,5 (включая фантом из Рыбного), но с 28 декабря по просьбам трудящихся все же вернули последнюю пару.

Сложно сказать, зачем ее вообще строили - видимо, это была одна часть из глобальных планов по превращения Павелецкого хода в полноценный дублер Рязанского. На всем протяжении ветки есть насыпь под второй путь, где-то даже второй путь и лежит, но ясно, что ветка скорее всего уже никогда не будет процветать.

Но все это лирика. Мы с Фывой договорились встретится в 8:35 в третьем от головы вагоне электрички на Рязань. Я случайно прибыл на Выхино уже в 8:00. Было очень холодно, и я решил поехать на Кузьминки греться. Когда я вернулся в 8:31, электричка уже подъезжала к третьей плафторме, вызвав панику на всей станции.

Без объявления войны она так и уехала на четыре минуты раньше, и я, не успев купить билет, еле успел вскочить в закрывающиеся двери. Любопытно, но праздник 7 ноября стал для электричек поводом ходить быстрее графика - в Узуново мы потом прибыли на 11 минут раньше, да и с Узунова на Москву электричка поначалу шла с опережением графика, но так как ей составили этот график, чтобы она не "быстро ездила, а низко летела" ((с) Игорь Лапшов), то к Коломенской она опоздала минут на 10.

Но все это было позже, а пока выяснилось, что тот вагон, в который я впопыхах залез, и оказался третьим с головы, и Фыва мня там уже ждал. До Рязани доехали без приключений, но как-то неудобно - в трамвае не топили, до Песков мы стояли, а за окном все уже было видено миллион раз.

Главным развлечением стала моя встреча с контролерами. Мы стояли примерно в середине вагона, с одного тамбура пошли две тетки, а с другого - адын мужык. Я, теоретически хотевший на Выхино купить билет, но не имевший возможности сделать этого по объективным причинам, сразу предложил им 20 р.

В тамбур! - погнала меня одна из непримиримых теток. Я послушно пошел в дальний от нее тамбур. По дороге меня остановил контролер-мужик и сказал: в другой тамбур! Я развернулся и пошел к тетке. Тетка остановила меня и сказала - нет, иди в тот тамбур! - демонстрируя торжество победившего феминизма. Стоит ли говорить, что мужик продолжил играть мной в теннис и вернул меня назад.

Кончилось тем, что я остался на своем месте и контролеры ушли, оставшись без двадцатки.

В Рязани я окончательно замерз, и пока Фыва ходил на Рязань-2, я купил листик с расписаниями и стал продумывать варианты весенне-летней поездки в Ясаково-Гавердово. Когда вернулся Фыва, мы продолжили думать и в итоге выработали 3 варианта - все, к сожалению, достаточно хреновые, чтобы создать массовость.

Пока мы все это думали, началась посадка на нашу электричку отправлением в 13:02. Она оказалась умеренно отапливаемой, и ровно в 13:02 мы поехали. В Рыбном практически все слезли, и в вагоне остались только мы и еще три мужика. Видимо, мороз и праздники послужили этому причиной, но до Узунова с электрички слезли человек 10, а сели и того меньше.

Все технические тонкости записывал Фыва, он и расскажет. Вкратце - второй путь есть в трех-четырех местах, зато он используется - перед нами с этой ветки выехал товарняк, а последняя пара электричек вообще должна разъезжаться где-то в районе Макеево. Более-менее крупных станций - одна (то же Макеево), остановочные пункты отличаются от тех, что приведены в расписании - какие-то разъезды со временем сдохли, какие-то остановки машинист делал сам.

Что касается поэтики - пейзажей - то вокруг были бескрайние снежные поля, периодически реально напоминающие какое-нибудь замершее море; на ветке довольно много мостов, периодически весьма высоких, и довольно много деревень, в основном маленьких.

Главная достопримечательность - небольшая водонапорная башня посреди поля, которая при температуре -30 устраивала импровизированный фонтан, распыляя свое содержимое во все стороны. Сфоткать ее, однако, не удалось, ибо у меня опять сказались традиционные проблемы с техникой. Еще вчера на хоккее с мячом фотоаппарат отказывался работать и две секунды, требуя перезарядить батарейки, и сегодня я его даже не включал. Зато когда я достал его уже на подъезде к Москве, он весело заработал и сделал несколько снимков. Как говорится, без комментариев.

В общем-то, ветка довольно интересна, чтобы проехаться по ней теплым летним вечером, но зимой там делать нечего. Несмотря на запустение, стоит только проложить второй путь (а все для этого готово) - и будет супер-трасса. Только вот кому это нужно...

На подъезде к Узуново мы встретили очередной шедевр - старый СВ-вагон с надписью типа "Вагон улучшения условий труда" или что-то типа того.

В Узуново уже стояла электричка на Москву, но в кассу выстроилась такая огромная очередь, что сотрудникам станции пришлось привлечь дополнительный персонал и открыть еще кассы, чтобы обилетить всех.

Мы с Фывой сделали хитро - прошли в последний вагон, двери в который с улицы почему-то не открывали, и обнаружили, что там натоплено как в бане. Там и расселись: Фыва лениво пил пиво (петь не стал), а я разлегся на скамейке и читал книгу "Нефть, PR и война". Только к Кашире народ просек, что в поезде есть такой супер-вагон, а то мы бы так одни бы и ехали.

Машинист все время проявлял самоуправство - он остановился на Белых Столбах (не должен был) и вопреки всему проехал Расторгуево. Как уже говорилось, электричка шла быстро и нигде не стояла, но все равно опоздала на 10 минут. Такой вот график в наше время (вспоминается мне одна Ожерельевская электричка, ехавшая долго 120.... ну да это совсем другая история).

Дома я был в 19:30.

Примечания Фывы Цукена:

1) Насыпь под второй путь есть практически везде (за исключением примерно километрового участка в районе Узуново, где непонятно - то ли она есть, то ли нет). Столбы под контактную сеть для второго пути стоят везде. Отсыпка под мосты второго пути сделана везде, не хватает только собственно мостовых пролётов (а кое-где и эти есть, только рельсы там не уложены).

Станция на участке одна (Макеево), также два остановочных пункта (Козловка и Верейкино) находятся на двухпутных вставках. Сделаны транспортные развязки в Рыбном и Узунове (в Рыбном развязка работает, в Узунове - нет, там даже пути не уложены). Двухпутные участки: от Рыбного до моста через Вожу; от 52 до 58 км (на этой вставке о.п. Козловка); от 40 до 42 км (это станция Макеево, если точнее, длина станции 1.6 км.); от 28 до 35 км (на этой вставке о.п. Верейкино); 1-км. вставка непосредственно к западу от Рзд. 24 км., такая же - непосредственно к западу от Рзд. 12 км.

То, что на 2-км. карте московской и рязанской областей обозначено как о.п. Жоково, на самом деле есть Рзд. 24 км.; о.п. Жоково находится примерно в 600-700 м. к западу от пересечения дороги с шоссе Зарайск - Жоково.

2) по поводу "...по этой воистину никому не нужной ветке - Рыбное - Узуново".

Да, в настоящем виде это действительно так. Интересно, что же думали создатели этой ветки? Зачем её построили? Возможно, прав Митян и это было сделано для дубляжа Рязанского хода. Однако дубляж был сделан (как мне кажется) явно не оптимальным образом.

Тогда лучше было строить ветку от Рыбного на Зарайск - Богатищево. профиль пути тут такой же, расстояние чуть больше (километров на 5-7), расстояние от Рыбного до Москвы получалось бы короче и, кроме того, город Зарайск получил бы полноценное ж/д сообщение с внешним миром. Так что с точки зрения дубляжа воплощение этой идеи выглядит достаточно странно.

Кстати, я не понимаю, зачем переводили участок Узуново - Ожерелье на постоянку. В Рыбном есть переменка, так что весь этот участок мог бы быть электрифицирован переменкой. Правда, ПДС'ы в этом случае пришлось бы тормозить не в Рязани, а в Дягилеве, но на мой взгляд, это не смертельно (Дягилево, конечно, далековато от центра города, но имеет с ним хорошо налаженное троллейбусное и автобусное сообщение. ситуация с Воронежем-Придачей на порядок хуже).

Дубляж, значит, довольно странный. Что может быть ещё? Самостоятельная, но недостроенная магистраль? Хм-хм. Куда же её тянуть дальше? Ну, допустим, можно построить участки Узуново - Настасьино и Венёв - Тула, получим выход с рузаевского хода в Тулу. Впринципе это имело смысл, особенно в советское время (когда и строилась ветка Узуново - Рыбное). Тула - это выход в крым. По упомянутой траектории от Рузаевки до Харькова хотя и километров на 70 дальше, чем через Пензу-Лиски, но это, видимо, не критично. Кроме того, после приведения в божеское состояние участка Тула-Сухиничи можно было получить выход на Киев, Одессу и Львов (в советское время и это было весьма актуально). Из Рузаевки же - прямой выход на Казань и Свердловск.

Однако и здесь воплощение довольно странное - проще было бы строить ветку через Серебряные пруды на Венёв. Это и ближе, и мост через Осётр не понадобился бы. Так что - не понимаю, зачем эта ветка строилась. Слышал я, что это начальный участок третьего кольца вокруг Москвы - но и это странно. Зачем это кольцо нужно было, даже в советские времена? иИ почему начали с этого участка, а не, например, с участка Рязань-Владимир (там после БМК ближайшая перемычка - от Рузаевки)...

Да, непонятная ветка. и как следствие - её плачевное состояние и неясные перспективы её существования...

ТМ © Коллектив авторов, 2005.