Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян

Участники: Митян, Александр Галактионов, Юлия Петракова, Александр Бокарев, Денис Кабанов, Алена Якушева, Сергей Кройтор, Валерий Тихонов, Игорь Лапшов

Дата поездки: 31 мая - 1 июня 2002 г.

ВЕСЬ Е-ГОНСК и ВЕСЬ ЯРОСЛАВЛЬ

Первая поездка без Севы

Сразу оговорюсь, копирайт на название принадлежит Валерию Тихонову. Когда в поезде 642 обсуждали итоги моей недавней поездки в Рыбинск, я обмолвился, что мной была приобретена книга «Весь Рыбинск». Тогда-то Валера и предложил издать что-то под названием «Весь Егонск». Название понравилось, да и поездка вышла отличной. Любопытно, что на тот момент впервые в крупной акции КТП не принимал участие отец-основатель этого самого КТП - Всеволод Путник.

Прощай, 642. Здравствуй, лето!

Все мы должны были встретиться в восьмом вагоне поезда №642 Москва-Сонково 31 мая 2002 года в 23-00. Этот поезд ходил последний раз, со 2 июня его вагоны будут ездить с рыбинским поездом. Так что мы решили попрощаться с поездом и с весной, или, если кому-то так больше нравится, встретить лето. Я хотел приехать пораньше, но из-за собственной лени и малой активности транспорта чуть было не опоздал. Уже на перроне, когда я фотографировал обреченный поезд, меня увидел Сергей Кройтор. Серега решил поехать чуть ли не за 8 часов до отхода поезда, а билеты купил в самый последний момент. Впрочем, это ему никак не помешало.

Как ни странно, минут за 10 до отправления в вагоне еще никого, кроме дебютанта КТП Александра Бокарева не было. Мы познакомились с Сашей, тут пришел Валера Тихонов и сел на полку напротив моей. Это оказалось очень кстати, ибо у нас с Валерой всегда было много общих тем, и мы проболтали чуть ли не до Калязина. Минуты за три до отхода в вагон ворвались Денис Кабанов с Аленой и Саша Галактионов с Юлей Петраковой. Денис, которого мы тоже видели в первый раз, стал со всеми здороваться, и поздоровался заодно с двумя посторонними мужиками, ехавшими в нашем с Валеркой отсеке.

- Мы не отсюда, - мрачно сказали мужики.

- Неважно! – парировал Денис и пожал им руки.

Как оказалось, Игорь Лапшов уже был в вагоне, но где-то в другом конце его, и, видимо, пугал проводниц рассказами о их дальнейших перспективах на Октябрьской ж.д.

С опозданием в пару минут состав тронулся. Мы собрались у нашего «плацкартного купе» и стали смотреть фотографии, трепаться на транспортные и футбольные (стартовал чемпионат мира!) темы. Впрочем, скоро погас свет и большинство разошлось по своим местам.

До Савелово, которое должно было быть в час ночи, решили досидеть с целью покупки воды Сергей Кройтор, я, Саша Галактионов и Валерий Тихонов. Хоть поезд визуально шел весьма быстро, он опоздал в Савелово минут на 15. Там выяснилось, что Сергей Кройтор, который вопил больше всех о необходимости воды, заснул сном праведника, и на улицу из спящего вагона сунулись я, Валера, Саша и Юля. Мы купили воды и погуляли по перрону, а потом понемногу пошли назад в вагон. Настроение у всех было хорошее, мы болтали и ждали отправления.

Стоянка в Савелово должна была быть 40 минут, из которых на 15 мы уже опоздали. В итоге поезд простоял там около часу – мы решили, что машинисты отмечают последний рейс. По сему поводу я возмущенно обещал проспать Сонково, на что Игорь мне резонно возразил, что нас там будет так трясти при переприцепке, что мне повезет, если я не свалюсь с полки.

Долбеж Сонковский

Стоит отметить, что 642-й поезд состоит, вернее, состоял из разных прицепных вагонов. Часть отцеплялась в Калязине и ехало в Углич. Часть заканчивало ехать в самом Сонково. Часть от станции Овинище ехала в Весьегонск, часть – дальше в Пестово. Плюс в Сонково к нам прицепляли еще кучу местных вагонов. Вот такое нам предстояло пережить.

Я проснулся, когда наш вагон прицепляли к маневровому. Игорь был прав. Началось нечто странное. Наш вагон восемь раз (!) провезли туда и обратно, причем без видимых промежутков во времени и разницы в путях. Позже Игорь Лапшов, который вылез из поезда еще до долбежа и наблюдал за всем этим с пешеходного моста, утверждал, что нас каждый раз как-то сцепляли и расцепляли, но из вагона все это выглядело как беспорядочное катание.

Наконец, когда уже большей части пассажиров стало смешно от бесконечного долбежа, нас привезли к вокзалу.
На вокзале наблюдался переполох по поводу ввода нового расписания. Местные работники еще даже не получили новых служебок, и поэтому не знали, во сколько пойдут несколько поездов. Шевеление наблюдалось и в большой очереди у касс, которая, несмотря на размер и пререкания, довольно быстро рассосалась.

Игорь слез с моста и пошел узнавать про местные автобусы. Автобусов оказалось мало, но они при этом умудрялись еще и конфликтовать между собой, что выливалось в совершенно разные места отправления. Проторчав в Сонково еще где-то 40 минут (за это время окончательно проснулись остальные члены КТП), мы отправились по расписанию.

Митьки всегда в Овинище

Следующей станцией после Сонково на карте была обозначена Бокарево, по поводу чего мы бурно выразили поздравления Александру. Через час езды ожидалась следующая более-менее крупная станция – Овинище-1, и по дороге нам стало скучно. Мы даже успели обсудить варианты грядущей поездки во Владимирский Тупик, поискать на карте Тверской области смешные названия, но и это нас не развеселило.

Не скучал лишь один Игорь, грузивший в своем купе информацией каких-то бабусь из Ташкента. Кроме того, нам порядочно хотелось есть, ибо в Сонково еды не было почти никакой. Поступило предложение пустить на жаркое рыжего костлявого пуделя по имени Дина, который ехал с нами в вагоне. Эколог Валера Тихонов тоже почему-то не возражал, но тут возразил Сергей Кройтор, который сказал, что никогда не позволит себе съесть пуделя с именем Дина. Дискуссия донеслась до Юли, заявившей на это, что мы жестокие и негуманные. Мы ответили, что она узнает, какие мы на самом деле жесткие и негуманные, когда увидит, что мы сделаем с Галактионовым, если Метеор Весьегонск -Ярославль не пойдет.

Досужий треп сразу переключился с еды на резервные варианты отъезда. Самым предпочтительным был назван вечерний автобус Весьегонск – Череповец, но мы не были уверены, существует ли он еще.

Прибыли наконец в Овинище, находящееся в самом центре Овинищенской возвышенности. В месте с таким колоритным названием почти ничего нет, а есть вокзал и красивая и старая водонапорная башня. Тут наш поезд, ведомый двумя «Машками», должны были разделить на два – вагоны на Пестово уходили через 17 минут, вагоны на Весьегонск – через 32. Пока пестовская Машка занималась своим делом, наша зачем-то поехала к двум грузовым вагонам на другом конце станции. Пестовские вагоны ушли, а наша Маня стала решать какие-то непостижимые человеческому разуму задачи.

Итак, дано: одна Машка, два товарных вагона – обычный и цистерна. Задача – неизвестна. Решение – Сначала вывозим оба вагона. Потом меняем их местами. Потом завозим назад и оставляем. Потом едем назад, берем наш поезд, отправляемся, едем вперед, останавливаемся. Едем назад, цепляем два грузовых вагона, едем вперед, останавливаемся, едем назад (за жезлом на перегон), едем вперед в Весьегонск.

Итого – опоздание на 20 минут.

Пояснения студента И.Б. Лапшова – по технике безопасности грузовые вагоны надо везти после пассажирских, а цистерну, видимо, везти в самом конце. Вот такое Овинище.

Весь Е-гонск

Дорога от Овинище до Весьегонска однопутна и малоинтересна. Впрочем, в этом минус путешествий летом – кроме деревьев чаще всего за окном ничего не видно. Перед самим Весьегонском я даже заснул, и меня растолкали только по прибытии на станцию. Впрочем, станция – это громко сказано. Два-три пути, при этом еще один уходит куда-то в сторону порта, и здание вокзала метров за 200 до станции. Впрочем, это даже и не вокзал, а какое-то административное здание, приспособленное под вокзал, когда оригинал (лет 25 назад) сгорел.

Судя по краеведческой книжке, еще в начале 90-х в Весьегонске было довольно оживленное ж/д движение, мелькали грузовые поезда, но сейчас один-два грузовых вагона в день лишь цепляют к единственному пассажирскому. А ведь в начале 20 века железная дорога строилась аж до Суды, но Рыбинское водохранилище в числе прочих похоронило и это начинание.

Народ с поезда довольно быстро разбежался, и мы остались на возкальной площади. Тут среди нас начались некоторые разброд и шатание – Игорь Лапшов помчался на автостанцию и вокзал, Саша Бокарев, Сергей и Валера отправились в сразу два (небывалая роскошь для одной привокзальной площади) круглосуточных магазина за едой, я пошел в киоск закупаться краеведческой литературой, а «семейные» участники поездки вообще куда-то растворились.

Игорь Лапшов предупреждал, что главный краевед в Весьегонске не то, что коммунист, а сталинист. Так оно и оказалось – и в новейшей своей книге (выпуска 2001 года) он обличает «клику Гайдара-Чубайса» и преступные «экономические реформы» (именно так, в кавычках). Впрочем, Путина он еще как-то терпит…

Конечно, читать это смешно, но, даже если разделить пафос, скажем, на 5, можно понять грусть жителей Весьегонска. Про город совершенно забыли, и, хоть жителям и удается поддерживать приличный вид города и открывать круглосуточные магазины, Весьегонск вновь откатился на положение глубинки. Впрочем, ничего трагического, кроме произвола местной АТП (автобус до Череповца был сокращен до Устюжны, до Москвы «временно отменен», а все два пригородных рейса 1 июня были отменены без объяснения причин), в Весьегонске не замечено, и основания для некоторого осторожного оптимизма насчет этого местечка есть.

Мы купили аж 3 экземпляра книги, на что колоритный продавец в киоске с удивлением сказал, что годовая норма выполнена. Наконец-то все, кроме Саши с Юлей и Дениса с Аленой, вновь собрались на площади, и было решено смотреть прибытие метеора, которое ожидалось в 12-30. Однако, не успели мы пройти и двух минут – а, надо сказать, от вокзала до пристани в Весьегонске идти минут пять, грубо говоря, дальше по рельсам в сторону реки – как навстречу нам потянулся народ с сумками. Судно прибыло.

Е-Гонск-2

Одно появление этих людей спасало Сашу Галактионова от съедения нами, так как мы теперь гарантированно могли уехать, если не произойдет какого-то форс-мажора. Люди не знали, какую роль они сыграли в судьбе Саши, и бодро шли к автостанции. Также люди не знали, что оба пригородных автобуса на сегодня отменены и им скорее всего придется идти пешком.

Наш же метеор никто не отменял, и когда мы дошли до пристани, то увидели его во всей красе. Речной вокзал был заколочен, но расписание одного рейса на нем висело. Было около часу (метеор отправлялся в два), и мы решили пойти погулять. Сначала мы прошлись немного вдоль берега: вода была желтая и на первый взгляд не пригодная для купания, что, однако, никак не смущало местных детей. По пути нам встретились Саша с Юлей, которые были нами обрадованы фактом существования метеора.

Мы решили разделиться – Игорь Лапшов пошел ловить единственный местный городской автобус (без номера), Саша Бокарев пошел куда-то еще, Саша с Юлей стали просто ходить туда-сюда вдоль реки, а я, Валера и Сергей решили прогуляться по «левой» (если смотреть от реки) части города. Дениса с Аленой по-прежнему не было видно.

Мы втроем пошли по дороге, два раза за десять минут встретив и сфотографировав тот самый искомый автобус. Также нами была замечена баня, у которой имел место женский день, и магазин авто-мото-пилозапчастей. Пройдя еще немного по довольно неплохой дороге (вообще-то Весьегонск производит впечатление большого соснового леса, посреди которого кое-где вырублены просеки и посыпаны песком. Но есть и исключения.), мы вышли к довольно симпатичному микрорайону с еще парой круглосуточных магазинов. Закупившись едой, мы решили не рисковать и отправляться назад к метеору, что и было сделано.

У метеора собрались уже все, включая Дениса и Алену. Игорь повторил трюк, сделанный им в Лихославле, и закупил большую сумку пирожков. Однако он просчитался – на метеоре все дико проголодались и не оставили от сумки камня на камне.

В оставшееся до отхода время я безрезультатно искал колодец, а остальные болтали в основном на тему метеоров. Кроме нас желающих сесть на судно было всего человек 10, и мы явно должны были порядочно пополнить кассу корабля.

Где-то в 13-55 Метеор открыл двери, и мы зашли. До свиданья, Весьегонск!

Водяная дисциплина

В 14-00 метеор отправился. Шел он до Ярославля 5 часов 40 минут, с остановками в 6-7 населенных пунктах, из которых основными были Борок («столица» Дарвинского Заповедника), Брейтово, Рыбинск и Тутаев. Большую часть дороги своими лекциями о метеорах, ракетах, зорях и прочих корытах российского флота нас развлекал Игорь Лапшов, за что большое ему спасибо. Я жалею, что так и не включил диктофон, который случайно оказался у меня с собой, но, я думаю, что если вы попросите Игоря рассказать вам что-нибудь по этому вопросу, он это с удовольствием сделает.

До Рыбинска, где к нам подсадили 120 детей из другого метеора, весь передний салон был оккупирован представителями КТП. Видимо, мы выглядели настолько представительно, что люди заходили, смотрели, говорили что-то вроде: «а, тут все занято», и шли назад. Впрочем, часто в переднем салоне сидели лишь наши сумки, а их хозяева, теснясь, торчали у открытых участков по бокам салона. Все в огромных масштабах фоткали, а Алена периодически снимала пейзажи на камеру.

Что еще рассказать – у пристани Борок стоит большая деревянная арка с надписью «Дарвиновский заповедник», который, по словам Валеры, был организован для того, чтобы посмотреть, как будет вести себя флора и фауна в условиях затопления Рыбинским водохранилищем. Жители Весьегонска (тоже во время затопления перенесенного на новое место), кстати, гордятся тем, что в их лесах якобы водятся медведи. Но я видел только автобус, а медведя не видел.

Незадолго до Рыбинска к нам откуда-то справа приблизился другой метеор, которого в расписаниях не значилось. Поэтому он весьма попортил нам нервы – догнать его мы не могли, а выяснить, откуда он такой взялся, очень хотелось. Настигнут был он уже у шлюза перед Рыбинском, и выяснилось, что он экскурсионный и везет 120 детей среднего и старшего школьного возраста в Тутаев.

В Рыбинске очень-очень быстрый шлюз, и вместо 30 отпущенных на шлюзование минут мы стояли максимум 15. Власть пофоткали, и вскоре уже прибыли в Рыбинск, причем не в 17-50, а 17-25. Объявили стоянку до 18-00. Запахло жареным – 120 детей с соседнего метеора начали перебираться на наш. Мы «уплотнились», большинство при этом осталось на борту, Александр Бокарев по моей наводке (не прошло и месяца с тех пор, как я последний раз был в Рыбинске) помчался в краеведческий музей покупать литературу, а мы с Сергеем, который в очередной раз проголодался, неспешно пошли и купили поесть.

Отчалили мы без пяти шесть, и пошли в грузовой порт заправляться. Все это проходило полчаса под проклятия Игоря Лапшова, который объяснял, что капитан в Весьегонске соляру слил, а здесь закупает себе новую. Так мы эти полчаса и не нагнали.

Вскоре после порта я заснул и проснулся лишь на подъезде к Ярославлю, когда дети уже вышли. 6 часов остались позади.

Только выходя с метеора на доски ярославского речного вокзала, я понял, мелодия какой песни все это время крутилась у меня в мозгу. Из-за какой-то игры подсознания это была песня группы «Аукцыон» «Водяная Дисциплина».

Ярославль

На Речном вокзале Ярославля мы разделились на три группы: первую составили Игорь Лапшов, Александр Бокарев, Денис и Алена, которые собирались остаться в Ярославле на ночь; вторую – Саша и Юля, третью же – Валера, Сергей и я. С этого момента я веду речь лишь о жизни нашей тройки, остальные же пусть говорят сами. Основным вопросом для нас было – идти ли сразу в Макдональдс или попробовать немного порыпаться и найти еду «на стороне». Был выбран второй вариант, и мы относительно безболезненно нашли некое кафе столового типа, где еда не то чтобы была очень вкусная, но вполне приемлемая. Пока мы ждали пищу, я попробовал выиграть очередную игрушку в автомате и вновь потерпел фиаско. С некоторой опаской я ел солянку, ибо дали мне ее после следующего диалога:

(официантка кассирше) – Маня, я же тебе только что сказала, что солянки нет!
- Совсем нет?
- Совсем.
- Ну может хоть как-то.
- Ну на одну порцию найдем наверное…

Вроде я до сих пор жив, а солянка была очень даже ничего…

Сергей Кройтор, Валерий Тихонов и я – в таком составе мы уже однажды (в Рязановке) были. Теперь мы в теплый летний вечер рассекали улицы Ярославля и были весьма довольны собой. Я высказал мысль, что в Ярославль надо приезжать исключительно летом, исключительно на выходных и исключительно вечером. Валера и Сергей согласились, правда, с той оговоркой, что Сергей никогда еще в Ярославле не был и сравнивать ему было не с чем.

Дойдя до Советской площади, мы по улице Челюскинцев вышли на набережную Которосли, желая выйти к конечной трамвая Мукомольный проезд. Тут случилось событие для меня выдающееся – какое-то очередное летнее кафе, которому по идее надо было бы развлекать своих клиентов музыкой типа «руки вверх», включило на всю набережную композицию Pink Floyd “Shine On You Crazy Diamond”. Кто не знает – это монументальная и исключительно красивая в основном клавишная вещь, которая, растекаясь по просторам Которосли, создавала впечатление некой ирреальности происходящего.

У моста через Которосль мы встретили Александра Бокарева, который поведал нам, что он и Игорь остановились в гостинице у Речного Вокзала, а Денис с Аленой уехали попытать счастья в гостиницу «Колос», которую я откопал во время своего майского визита в Ярославль.

Александр с нами на поиски трамвая не пошел, а пошел по направлению к центру. Больше мы решивших остаться не видели. Выйдя к Мукомольному проезду, мы заметили подъезжающую сцепку первого маршрута. Так как бочка с квасом была уже закрыта, было принято решение забегать в трамвай. Мне так и не удалось покататься в прошлый визит, и я был весьма доволен тем, что на сей раз до ярославского трамвая я все-таки добрался. Судя по схеме, трамвай шел до Угличского шоссе, судя по табличке – до остановки «Улица Чкалова». Валера категорически не захотел ехать ни туда, ни сюда, а принял решение сойти на площади Карла Маркса. Так мы и сделали.

На сей площади ничего интересного не было. Дальше, кстати, я начинаю испытывать некоторые затруднения в описании наших беспорядочных перемещений, ибо пишу уже спустя неделю, но с помощью бога и карты постараюсь воспроизвести все так, как оно на самом деле было. До поезда (мы заблаговременно взяли билеты на поезд Котлас-Москва) было еще часа три времени, и мы просто, но со вкусом пошли пешком по этой самой улице Чкалова. Пока шли мимо очередного городского парка, на нас напала охота травить анекдоты, но этот день не был удачным в этом аспекте, и анекдоты быстро кончились.

На перекрестке с улицей Чехова возникло два варианта действий – я предлагал идти по этой улице аккурат к вокзалу, Валера выдал идею идти в противоположную сторону до платформы Приволжье. Но мы с Серегой заныли и направились все-таки к станции Ярославль-главный. И не пожалели, потому что у самого вокзала нашли прелюбопытнейшую вещь – во дворе одного из административных зданий Северной Железной Дороги лежало… несколько путей длинной в 10-12 метров, стояли светофоры, километровый столб и валялись колесные пары. Видимо, это был такой наглядный музей под открытым небом. Мы его сфоткали и пошли на вокзал, который был уже совсем рядом.

Начинался дождик. У вокзала стояли четыре больших автобуса до метро Черкизовская с надписями «есть еще места». Нам они были не нужны.

На вокзале я по просьбе Игоря переписал расписания и купил «Спорт-Экспресс» (не зная еще, что в тот самый день немцы грохнули Саудовскую Аравию 8:0). Мы приобрели также воды и стали думать, что делать дальше. Вопрос осложнялся также тем, что по радио объявили, что наш поезд опаздывал на 50 минут. Сергей голосовал за езду в центр троллейбусом №1, я – за то же самое, но трамваем №3, который останавливался сбоку от вокзала, но шел кружными путями, а Валера предлагал доехать на электричке до Ярославля-Московского, а потом уже окончательно приезжать сюда на общественном транспорте.

Валеркин вариант был самым интересным, но вот беда – в Ярославле совершенно не развита культура вечерних и ночных электричек (берите пример с Рязани, господа!), и единственная электричка вообще (не говоря уже о попутных), которая была в поле зрения, опаздывала на час из Александрова. Так что я победил, а Сереге мы обещали на первом троллейбусе вернуться.

Трамвая мы прождали всего минут 10. Пока мы фоткали его прибытие и пытались сфоткать себя в нем, он гадко (хоть и видел нас) решил закрыть двери, и Сергей чуть не остался на вокзале. Но все обошлось. Мы хотели выйти на остановке «Улица Володарского», пройти одну остановку до стадиона «Шинник» (он же «Макдональдс») и сесть на первый троллейбус.

Как выяснилось, улицу Володарского переименовали (Коллеги! Не верьте ярославским схемам!), и мы опомнились, когда нам объявили, что следующая – уже Мукомольный проезд, конечная. Впрочем, уехали мы недалеко, и вскоре уже триумфально шли к стадиону. Попытка сфотографировать вечерний трамвай без вспышки закончилась несколько психоделично.

У Макдональдса мы уселись на лавку ждать первого троллейбуса. Тут проезжавшая машина с шумом раздавила какое-то стекло, и маленький кусочек отлетел к нам и остановился прямо у моего кроссовка. Я его подобрал и оставил себе как ярославский талисман. Вполне неплохо – настоящий ведь, не купленный!

Мы сели в "единицу", посмеявшись напоследок над плакатом: «Вход на стадион «Шинник» - с улицы Победы». Чем ближе было к вокзалу, тем меньше народу оставалось в троллейбусе. За остановку до конца я предположил: «ну все, сейчас нас оштрафуют». Так и оказалось – водила решил проверить билеты, но, стушевавшись под нашими сердитыми взглядами, взял всего по три рубля.

На вокзале выяснилось, что наш поезд сократил отставание до 25 минут, а поезд из Лабытнанги – наш главный конкурент – опаздывал вообще на полтора часа. Наконец-то притащилась несчастная электричка из Александрова. Мы сидели и сонно читали СЭ, вскоре на первом этаже вокзала были замечены Саша с Юлей.

Прибыл поезд, мы сели и быстро заснули. В 5-30 на Ярославском вокзале Москвы я предложил сфоткаться на прощание, но Юля категорически отказалась… Мы распрощались, поблагодарили друг друга за поездку, а Серега шел домой, размышляя – есть ли кто-нибудь дома, ведь он-то забыл ключи…

ТМ © Коллектив авторов, 2005.