Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян

Участники: Митян, Валерий Тихонов, Ташка Скворцова

Дата поездки: 28-30 декабря 2001 г.

ПЕРВЫЙ БЕНДИЙНЫЙ ВЫЕЗД

Одним из последних транспортных путешествий 2001 года была поездка в Казань. Ездили я, Ташка Скворцова и Валера Тихонов. Основной целью поездки был мой первый выезд на матчи моей любимой команды по хоккею с мячом - красногорского "Зоркого".

"Зоркий" играл в Казани с местной "Ракетой", и я собрался туда, купив для этого билеты на фирменный поезд "Татарстан" (благо, зарплату только дали). Когда я бросил клич о грядущей поездке, оказалось, что Валерий Тихонов тоже является поклонником "Зоркого" и тоже отнесся с энтузиазмом к поездке.

На "Татарстан" он не сел и поехал днем раньше каким-то хитрым способом через Нижний Новгород (сразу отмечу, что все, что касается валериной части поездки, он расскажет сам). О самой поездке на "Татарстане" я почти ничего не могу сказать, кроме того, что Вековка - прикольное место, а в Зеленодольске красивый вокзал.

Прибыли мы в Казань около семи. На вокзале уже был Валера и два человека из Казани, которым я отдал севины календари. Когда казанцы ушли, мы стали думать, чего делать дальше. Матч должен был состояться в отдаленной части Казани Дербышках ориентировочно в 13:00, и, хоть никто не знал, как в эти Дербышки ехать, узнать это не представлялось сложным делом.

Мы пошли на пригородный вокзал, ибо Валера хотел узнать, как же ему можно уехать на Урал по своим делам. Судя по мнению электронного автомата, ни на один из подходящих ему поездов билетов не было. Пока Ташка кормила местной собаке наши запасы мяса, Валера напряженно думал. В итоге он предварительно решил ехать на вечерней электричке в Ижевск через Вятские Поляны. Пригородного расписания в Казани не продают.

Вышли мы из вокзала и сели на трамвай РВЗ около вокзала и поехали по направлению к центральной площади Тукая. В трамвае был кондуктор, который взял с нас по три рубля и дал нам билеты. Как ни странно, на следующей остановке вошли контролеры, а я свой билет уже куда-то дел, так что понадобилось вмешательство кондуктора, чтобы "обелить" меня). Тем не менее, я продолжал искать билет и нашел его только около площади Тукая.

О трамваях в Казани следует сказать отдельно - их много, сеть разветвлена, а "зоопарк" вообще культовый - за сцепкой из РВЗ может идти наимоднейший КТМ чуть ли не 2002 года. Мне очень понравилось - ибо я не очень люблю трамваи в Москве, которые только всем мешают в большинстве случаев, а вот в Казани они просто идеально на своем месте, ходят быстро, часто и по делу. Причем не останавливаются каждые пять метров, как в Москве, а между остановками довольно большие расстояния, что обеспечивает скорость.

Доехали мы до площади Тукая, там начиналась улица Баумана - местный Арбат. Однако в семь часов утра в субботу на Арбат он никак не походил - активности не наблюдалось, и мы просто пошли восхищаться городом.

Восхищаться было чем. Несмотря на то, что Казань имеет вид "потемкинской деревни" - фасады красивые до невозможности, а зайти во двор центральной улицы - сплошные разрушения. Как метко сказал Валера, знающий Казань примерно так же хорошо, как Игорь Лапшов знает Калязин, развалин в городе больше, чем в Вене после Второй мировой войны.

Так вот, несмотря на то, что Казань похожа на потемкинскую деревню, даже зимой город очень красивый, цивилизованный и опрятный. Не буду распинаться и все описывать, но в хит-параде моих любимых городов Казань заняла достойное место.

Валера усиленно рекомендовал нам его любимое в этой жизни кафе, которое по совместительству находилось на этой же главной улице, но в такую рань оно было предположительно закрыто. Так что мы дошли до Кремля, походили слегка по нему, вышли, сели на троллейбус (ретивые контролеры встречали пассажиров уже при выходе, на остановках) и вернулись ближе к центру города.

Потом Валера загорелся попасть в местный Петропавловский собор, и мы туда пошли. Точнее, в собор ушла Ташка, а мы с Валерой долго ходили вокруг него кругами, ждали, пока она выйдет. Собор стоит на порядочном возвышении, и лестница там - одна из самых крутых и обледенелых, которые я вообще когда-либо в жизни видел. Бедные казанские старушки.

Наконец промерзшие и оголодавшие мы пошли в это самое валеркино кафе "Дом Чая", которое, как оказалось, было давно уже открыто. Чего тут говорить - кафе - супер! Просто супер! Там даже чак-чаком кормят, да и цены более чем демократичные. Посидев там, (не в последний раз за день, как оказалось) мы отправились в поиски автобуса на Дербышки.

По словам кондуктора одного из трамваев, вожделенный автобус уходил как раз с площади Тукая. Остановку мы там нашли быстро, и народу на ней было много, но, во-первых, на ней (как и везде в Казани) не было ни одной таблички, во-вторых, никто не знал, едет ли отсюда что-нибудь на Дербышки. С n-ного раза выяснилось, что едет 81-й ПАЗ, но в эту же самую минуту 81-й ПАЗ гордо проехал мимо. Через пять минут поехал следующий, и его остановили, буквально бросаясь телами под колеса. Мы влезли и даже сели на самые задние сиденья, а вот тем, кто вошел потом, было уже не продохнуть - до того забит был ПАЗ. Минут 35 с пробками и светофорами мы ехали в Дербышки, которые, как оказалось, по-татарски гордо называются Дервишляр.

Когда мы подходили к стадиону (в 12:20 примерно), выяснилось, что нас обманули, и матч начался не в 13:00, как должен был предположительно, а в 12:00. Пока Валера с Ташкой брали билет, прозвучало сообщение о том, что "Зоркий" сделал счет 1:1, а гол забил Игорь Уфандеев. Учитывая то, что "Зоркий" в последнее время играл явно плохо, я всерьез испугался, как бы этот гол не оказался последним.

В первом тайме было очень похоже, что я окажусь прав. "Ракета" рвала нас на тряпки, и легко довела счет до 4:1. Мы грустили на трибунах. В перерыве мы с Ташкой пошли искать пресс-центр, а Валера не пошел и куда-то пропал. Пока мы искали пресс-центр, с нами познакомились два 11-12-летних шкеда, доехавшие якобы из Красногорска на собаках. Сначала за преданность любимой команде я им дал 40 р. на дорогу назад, но потом они начали хвастаться о своем якобы участии в погромах в Царицыно - я, хоть и не поверил, все равно их прогнал.

Пресс-центр был закрыт, и мы вернулись на трибуну. Валера так и не нашелся, и второй тайм мы смотрели по отдельности. "Зоркий" быстренько пропустил еще один, а потом вдруг заиграл. Забили один, потом очень красивый второй, а потом и третий. Казань прифигела, мы радовались одни на молчащем стадионе. Был даже отличный шанс сравнять - но увы... Слава Манкос промазал, а потом "Ракета" проснулась и забила нам еще два. В итоге 7:5 в пользу "Ракеты", но мы все равно были рады, так как это было гораздо лучше того, на что мы надеялись.

Мы с Ташкой пошли на пресс-конференцию, а Валера остался нас ждать. На пресс-конференции мне удалось даже поболтать с легендой отечественного бенди В.В. Янко, но это отдельная история.

Назад мы пошли к той остановке, на которую приехали, но нам сказали, что автобусы делают круг и надо пройти в другое место. Пройдя в это другое место, мы обнаружили станцию 804-й километр. Идея уехать на электричке обломалась, так как все ехавшие в ближайшее время ехали не прямо в Казань, а в обход.

В итоге мы сели на автобус, где всю дорогу
а) ржали над смешными названиями на карте Татарстана
б) ржали над тем, что будет, если столкнутся в жизни названия команд из хоккея с мячом. Например: Металлург и Юность. Локомотив и Волга. Маяк и Ракета.

Так и доехали на все ту же площадь Тукая. Ближе к конечной к нам подошел местный человек и стал хвалить "Ракету", принимая нас за своих. Мы молча терпели, а когда вышли, устроили скандирование "Зоркий" - чемпион!".

Ну а потом мы пару раз еще прошлись по "Арбату", который к вечеру совсем стал похож на московский аналог. Позвонили в Москву, потом пошли в то же кафе и еще раз знатно поели. Валеру все волновал вопрос, какой же из князей сжег Казань и зачем его туда вообще занесло.

Потом мы сели в модный КТМ и поехали к вокзалу. Точнее, поехали не сразу, так как из-за какой-то аварии трамвай еще минут 10 стоял на остановке. Но время у нас было.

Прибыв на вокзал, Валера пришел в ажиотаж - на нужный ему поезд до Кирова появились билеты. Проблема была в том, что поезд отправлялся минут через 20, а в кассу была очередь. Тут Валеру чуть не сгубила природная интеллигентность и деликатность - сама по себе очередь рассосалась довольно быстро, но раз за разом прибегали какие-то мужики и утверждали, что их поезд вот-вот уходит и надо спешить. А поезд Валеры уходил еще раньше, и в итоге он чуть не опоздал. Но, судя по всему, все-таки уехал.

А мы загрузились в "Татарстан" и с хорошими впечатлениями уехали домой.

Примечания Валерия Тихонова:

Мне, в отличие от Митяна, зарплату выдали последний раз где-то в мае, поэтому я и решил немного сэкономить, да еще и приехать в Казань так, чтобы встретить на вокзале прибывающих на том, что диктор обозвал исконно татарскими словами "Татарстан фирма поезд". Путь был найден простой: поезд 46 Москва - Нижний Новгород + поезд 41/42 Нижний Новгород - Казань. Единственно что - в Нижнем 40 минут на пересадку, что по меркам нашей железной дороги рискованно. К счастью, 46-й не опоздал, а 42-й своей 20-минутной задержкой только сократил мне время ожидаия Димы и его боевой подруги.

Замечу только, что Казань я сравнивал с разрушенной после войны Варшавой, ибо не знаю, насколько сильно долбанули Вену (но думаю, что по степени разрушения она с польской столицей и рядом не стояла). Кроме того, спасибо, Дима, за слова о моей интеллигентности и деликатности, но с билетами проблема была не в них. Очередь рассосалась и впрямь быстро, но когда я собрался билет попросить, кассирша закрыла лавочку и ушла минут на 20, а потом прямо в кассу завела какого-то мужика, который отдал ей деньги и получил билеты (которых "не было", очевидно).

Недаром Саша Галактионов говорил, что по части продаж в Казани самый большой бардак в России. А мужик был единственный, и ему тоже был нужен поезд 220, почему я его интеллигентно и деликатно отшил. Вообще, поезд Казань - Киров (билеты на который были только до Ижевска) - отличный пример того, какой притягательной силой обладает железная дорога. Если посмотреть на маршрут этого поезда, то удивляешься - кому такой крюк-то нужен?

Однако прямого автобусного сообщения между Казанью и Кировом нет (а ехать быстрее было бы в два раза!), а железная дорога, извините, лежит криво. Вообще у меня не раз возникала идея пустить кольцевой маршрут поезда Казань - Ижевск - Киров - Нижний Новгород - Казань. Прикольно бы смотрелось!

Приехал я в Ижевск в 0.44 московского в надежде на
а) отыскать в кассе за 34 минуты стоянки билеты до Балезино
б) отловить идущий из Казани 212-й и взять на него билет до Перми в счет высадки
в) поехать на трамвае на автовокзал и сесть в пермский автобус, уходивший в 7 утра местного времени (МСК+1)

Осуществился пункт "б", и я завис на вокзале до 4.55 МСК, проводив пригородный Ижевск - Янаул (4.23). Оказавшись в Перми в 15.50 по местному времени (МСК+2), я решил никуда не ездить и дождаться отходящего прямо от вокзала Пермь-2 автобуса 751 до Березников, благо билеты можно было купить там же. При посадке в автобус, правда, выяснилось, что на мое 12-е место было еще 2 претендента (несогласованность продающих места на автовокзале Березников, в поезде "Кама" и на месте), но уехали все сидя.

Самое смешное, что Пермское отделение СВРД уступило настойчивым просьбам пассажиров и восстановило электричку на Губаху в 21.11, так что мог бы я не извращаться. Счастье твое, Сева, что я этого не знал :-), иначе не видать бы тебе расписаний.

В Березниках я пять часов просидел на вокзале, пока не отловил поезд 6172 Соликамск - Чусовская, в котором и проспал 5 часов на нижней полке до Баской. А вскоре и в родной Утес приехал благополучно.

Кстати, еще в Перми я закупился билетом на поезд 91 Лена - Москва, на коем благополучно и приехал обратно домой без особых приключений. Единственное, что в этом поезде меня удивило - его московское формирование. Увы, дальние поезда МСК ЖД лучше с советских времен не стали - не то чтобы сарай, но не мытые года два окна и грязный половик портили все впечатление от теплого купейного вагона.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.