Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян

Участники: Митян, Всеволод С. Путник, Алим Аджиев, Сергей Кройтор, Валерий Тихонов

Дата поездки: 14 ноября 2001

РЯЗАНОВКА

Позднейшее примечание Митяна: Вообще говоря, это довольно-таки знаковая поездка для КТП. Во-первых, на ней было положено начало традиции выбираться в интересные места в мой день рождения; во-вторых, это чуть ли не первая поездка КТП, запечатленная на цифровой фотоаппарат; ну а в-третьих, вообще, она удалась по многим параметрам.

Начнем с того, что, несмотря на пессимистичные прогнозы мои и оптимистичные прогнозы Севы поехало в сей глухой населенный пункт вполне нормальное количество людей. Почти те же, кто ездил в Калязин - Всеволод Путник, Митян Крюков, Валерий Тихонов, Сергей Кройтор плюс великий Алим. Хочу отметить, что Рязановка для меня всегда была культовым местом, и попасть я туда хотел с детства. Еще хочу отметить, что если набрать в поиске, скажем, "Яндекс" слово "Рязановка", то одним из первых вариантов будет грустный рассказ про эпидемию дизентерии там. Так что вы поняли, куда мы ехали.

Что творилось в черустинской электричке от вокзала до Выхина, мы не знаем, а вот я и Валерий Тихонов встретились уже на платформе Выхино. Встречаться мы должны были в последнем вагоне, но нам идти туда было лениво, и мы проехали до Кривандино в одном из средних вагонов.

В Кривандино нас уже ждал супер-экспресс до Рязановки, состоящий из маневрового и двух общих вагонов, куда, впрочем, все желающие влезли с большим запасом. По дороге в Рязановку по сторонам периодически встречались большие помойки, которые мы с восторгом фотографировали. Вообще, ветка находится в запустении, и ее будущее лично мне не понятно.

По выходе из поезда Сева бросился на штурм здания, на котором было написано "Рязановка", подозревая его в том, что оно - замаскированный вокзал. Если это было действительно так, что замаскирован он был хорошо - Сева туда не попал. По грязной дороге мы пошли вслед за аборигенами и спустя метров 200 вышли к первому признаку существования узкоколейки - станции перегрузки торфа с узкоколейных вагонов на ширококолейные. Вокруг станции была дикая грязь, но, побуждаемые Алимом, мы все-таки постарались подойти к самому агрегату перегрузки. Это нам не удалось, а местный мужик, спрашивавший постоянно, не корреспонденты ли мы, сказал, что поезд будет где-то в пол-пятого, чем вверг всех в уныние.

В уныние он вверг потому, что я ехал в Рязановку с твердой установкой - ПОКАТАТЬСЯ НАКОНЕЦ НА УЗКОКОЛЕЙКЕ. Мне это в жизни еще не удавалось, и я твердо хотел использовать представившийся шанс. А если бы поезд был в пол-пятого, то, во-первых, мы бы на него не успели, а во-вторых, нам пришлось бы пять часов гулять просто так по холодным просторам Рязановки.

Но мы не отчаялись и пошли дальше. Вскоре мы дошли до дороги, предположительно на Егорьевск. Увидев местных бабок, мы с Алимом пошли задавать им вопросы (я - когда будет, если будет, автобус на Егорьевск, Алим - когда будет, если будет, узкоколейный поезд). Ничего мы не узнали, так как нас приняли за шпионов Бен Ладена и отнеслись к нам с недоверием.

Пройдя еще чуть-чуть, дошли до узкоколейного депо. Депо очень подробно освещено на фотках, и советую смотреть там.
Там есть:
1) Памятник паровозу, раздолбанный
2) Цех с тремя тепловозами на ходу и надписью "Токарный sex", вполне нормальный
3) Кучу раздолбанной любопытной техники за цехом
4) Вагон-теплушка и еще несколько раздолбанных и не очень вагонов

Мнения разделились. Я и Алим хотели найти кого-то, дать ему денег (вариант - бутылку) и попросить нас покатать. Остальные получали удовольствие просто от лицезрения останков. В итоге мы победили, вторглись в цех, где некий мужик сказал нам, что все эти вопросы не к нему, а в диспетчерскую, которая находится еще примерно в 300 метрах отсюда.

Мы пошли туда и вторглись в диспетчерскую. Нам сказали, что поезд пойдет примерно через полчаса (бурная радость), но вот куда - толком неизвестно. На вопрос "Куда нам надо?" Сева ляпнул "В Комсомольский". На это мы были отправлены в Комсомольский пешком.

Ожидая поезда (вариантов было три - грузовой тепловоз и два прикольных агрегата, напоминающих автобусы), я полез на цистерну, а Алим стал катать одинокий грузовой вагон. Алим докатал вагон до того, что тот уехал на главный путь и не хотел останавливаться. Потребовались усилия всех путешественников, чтобы вернуть его назад.

Наконец-то из диспетчерской вышел машинист и пошел заводить грузовой тепловоз. Тут мы все крупно залажались. ИМХО, машинист был не против взять нас на болота, но мы толком не смогли сформулировать ни место назначения, ни цель, ни то, что с этого будет машинисту. Поезд, захватив тот самый вагончик, гордо уехал, а наша попытка прицепиться к буферу успеха не поимела.

Поэтому мы пошли вперед по шпалам. Шли мы долго и видели места разные и красивые, но без фоток и карты тут словами не объяснишь, а фоток есть всего две или три, так что смотрите. Хочу лишь отдельно рассказать про "Автобусную дачу".

Представьте такой заколоченный дом посреди поля. Участок девственно пуст, лишь в правом углу стоит тоже заколоченный ЛИАЗик. Но вот забор... Весь забор (а он не маленький) состоит из дверей автобусов "Икарус"! На многих есть даже стекла, и все в неплохом состоянии. Зрелище - более чем сюрреалистическое. Кто, зачем, а главное как разоружил столько "Икарусов", скорее всего, московских, мы не знаем. Предложения и версии шлите по мылу.

Дойдя до поселка Рязановский/Радовицкий (посмотрите на карту - по ходу следования дороги там сначала несколько пятиэтажных домов, а через километра 3-4 - поселок) мы дружно заныли и решили от дороги к железной идти к дороге авто, потому как сил идти просто так больше не было. Мы дошли до автодороги, списали расписание на Егорьевск (автобус - в 16:10, на Москву в субботу не планировалось). Как только мы уселись на остановке перекусить под присмотром большой и голодной стаи гусей (тоже на фото), с Ж/Д весело просвистел тот самый автобусотепловоз.

"Ах ты *****************", - подумали мы.
Посидев еще, мы решили идти смотреть некую церковь, шпиль которой торчал неподалеку.
Как только мы встали и пошли, автобусотепловоз бодро поехал назад.
"Ах ты ****************************", - подумали и сказали мы.

Тем не менее, на дорогу мы не вернулись. А вот церковь оказалась не церковью, а разрушенным полу-замком, полу-монастырем, и мы вдоволь полазили по ее развалинам. Про монастырь все есть на фотках, скажу лишь, что полазили очень здорово и что лучше всех лазил Алим, который к тому же констатировал факт наличия у Валерия Тихонова третьей ноги.

Когда мы вышли, до автобуса было еще минут сорок. Я и Валера твердо решили им воспользоваться, Сергей колебался, а железнодородные маньяки автобус категорически отмели. После кратковременного хождения по шоссе Сева и Алим увидели хвост того самого грузового тепловоза с немеряной кучей вагонов, как раз возвращавшегося с болот, и бросились за ним. Больше мы их не видели, но, по слухам, они покатались в торфе.

Сергей в итоге на автобусе решил не ехать, и дождались железного коня только я и Валера. Конь приехал даже раньше, и был, если не ошибаюсь, старый MAN, ехавший весьма прилично. Автобус должен был быть в Егорьевске в 17:45, а электричка на Москву - в 18:05. Я на этом направлении еще никогда не ездил, и был заинтересован.
Но погода внесла свои коррективы. Когда мы прибыли в Егорьевск (кстати, очень большой, симпатичный и толковый город, предлагаю как-нибудь туда съездить), стало очень-очень холодно. Очень-очень холодно. Мы с Валерой переглянулись, забили на электричку и пошли в комфортабельный и теплый московский автобус, в коем и приехали в Москву в 19:45, почти на полтора часа раньше остальных.

Спасибо за внимание, РЯЗАНОВКА forevah!

Историческая справка

НИКОЛО-РАДОВИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Документально известен с 1580 года. Каменное строительство началось в нем с середины 17 века сооружением собора Рождества Богородицы. Собор простоял до 1868 года, когда на его месте был построен новый, существующий ныне храм в псевдорусском стиле, не имеющий самостоятельного художественного значения.
Монастырский ансамбль сложился в основном во второй половине 18 века. В этот период все деревянные постройки были заменены каменными. В очень цельном художественном облике монастыря отразилась с некоторым запозданием, свойственным провинциальному зодчеству, постепенная смена стилевых направлений, начиная от московского барокко и кончая зрелым классицизмом. К 1825 году в монастыре был выстроен второй, Никольский собор по проекту архитектора Руски, монастырская территория расширена путем переноса на новое место ограды вдоль южной и восточной ее границ. Эта часть комплекса утрачена в 1930-х годах.
В настоящее время от монастырского ансамбля 18-19 веков сохранилась надвратная колокольня, три жилых корпуса, три башни ограды, хозяйственные постройки и конный двор.
КОЛОКОЛЬНЯ представляет собой ярусное кирпичное сооружение со Святыми воротами в основании и надвратной Петропавловской церковью во втором ярусе. Колокольня строилась с конца 1750-х до конца 1780-х годов. В архитектурной обработке нижних ярусов преобладают мотивы московского барокко, а в верхних - строгие классические формы, трактованные, однако, в барочных традициях. Колокольня знаменита тем, что оттуда чуть не сверзился известный в местных краях путешественник В. Путник.
БРАТСКИЙ КОРПУС - двухэтажное кирпичное здание, выстроенное в 1770-1780-х годах в стиле раннего классицизма. Большая протяженность фасадов скрывается обработкой их вертикальными филенками. Во внутренней планировке применена коридорная система. Перекрытия - цилиндрические и сомкнутые своды. С севера здание фланкировано северо-западной башней монастырской ограды, при постройке корпуса реконструированной и приспособленной под жилье.
СТАРЫЙ НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС - одноэтажное на сводчатом подклете кирпичное здание 1790-х годов с очень скромной архитектурой. Строительные и декоративные приемы восходят к традициям 17 - начала 18 веков.
НОВЫЙ НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС - сооружен в 1810 году в стиле зрелого классицизма. Здание кирпичное двухэтажное. Его главный фасад отмечен небольшим тосканским портиком из трехчетвертных колонн с фронтоном. К южному торцу примыкает юго-западная башня монастырской ограды, при постройке корпуса реконструированной и приспособленной под жилье.
Кирпичный в два этажа СКЛАДСКОЙ КОРПУС с облицованным камнем ледником в подвале выстроен между 1782 и 1797 годами. Здание обладает симметричной секционной планировкой. Все помещения перекрыты сомкнутыми сводами, подвал - накатом. Две лестницы по сторонам здания вели на открытую галерею второго этажа, обращенную в сторону монастырского двора. Эта хозяйственная постройка, созданная в традициях допетровского зодчества, представляет значительный историко-архитектурный интерес, поскольку позволяет судить о характере аналогичных сооружений 16-17 веков, почти повсеместно утраченных.
КОННЫЙ ДВОР выстроен из кирпича между 1782 и 1797 годами. Состоит из одноэтажных корпусов конюшен, кузницы, сеновала и каретного сарая, образующего замкнутое каре. Часть построек конного двора разобрана. Архитектурная обработка филенками внешней, северной, стены аналогична декоративному оформлению братского корпуса, что способствует стилевому единству ансамбля.
ОГРАДА МОНАСТЫРЯ вдоль западной и северное границ его территории заменена в течение 18-19 веков жилыми и хозяйственными корпусами. На южном и восточном участках ограда, переделанная в первой половине 19 века, утрачена. Из четырех угловых башен 18 века уцелели три в сильно перестроенном виде. Башни круглые в два яруса сложены из кирпича. Элементы первоначального декоративного убранства, близкие по мотивам архитектуре 17 века, сохранились на первом ярусе северо-восточной башни.

ИСТОЧНИК: Каталог в двух томах "ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", М. "Искусство", 1975.
В свою очередь там ссылаются на:
1) "Николо-Радовицкий монастырь". Газета "Рязанские губернские ведомости", 1855, №49-52
2) Макарий "Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии". М. 1863
3) И. Добролюбов "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии".
4) В.В. Зверинский "Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи". Спб. 1892

ТМ © Коллектив авторов, 2005.