Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян

Участник: Митян

Дата поездки: 19 декабря 2003 г.

ПО РЯЗАНСКИМ КОЛХОЗАМ: ХОМУТ, НОВОМИЧУРИНСК, ПРОНСК, СКОПИН

С легкой руки Кирилла Емельянова у отчетов КТП появился новый жанр: "Обход Колхозов". Сегодня я в некотором роде дебютирую в качестве колхозника, совершив небольшой рейд по Рязанской области.

Главной задачей дня было попасть в родную деревню моей бабушки, в которой она не была с 1933 года, пофоткать сию деревню и получившиеся фотки подарить ей на новый год. Деревня зовется Хомут и находится примерно между станциями Биркино и Чемодановка, что в свою очередь находится между Ряжском и Рязанью.

Поначалу я планировал доехать на пензенском поезде до Вернадовки, там с утра пригородным на Моршанск, там пригородным на Ряжск, а там электричкой на Чемодановку. Но после детального разговора с бабушкой и изучения карты я понял, что я рискую не успеть осмотреть деревню до наступления темноты. Пришлось скрепя сердце отказаться от этого варианта, а то было бы красиво - участок, который я прошел на пригородных, составил бы уже Вернадовка-Торжок-Бологое. Ну да ладно.

В итоге я придумал хитрый вариант - на Тамбовском поезде доехать до станции Богоявленск, там шестичасовой электричкой на Биркино, и уже как-то возвращаться в Москву к ночи.

Тамбовский поезд состоит из крайне новых вагонов даже с электронными табло. Особенно меня порадовала надпись на плакате с предложениями услуг типа чая: "Дополнительные услуги разного характера - по калькуляции". Я дважды пытался сфоткать этот шедевр, но в силу темноты и уже набивших оскомину проблем с фотоаппаратом мне толком ничего не удалось.

Я рассчитывал максимально быстро заснуть, и, может быть, проснуться к станции Милославское, где мы стояли 19 минут. Но время шло, а заснуть никак не удавалось. По моим рассчетам, было а) слишком жарко, б) слишком светло, в) слишком рано.

В итоге я досидел до Узуново, где зашел на вокзал и сравнил расписание с имеющимся. Любопытно, что между Ожерельем и Узуновым я было придумал себе новую интеллектуальную забаву - с помощью служебки Павелецкого хода узнать, кого же мы такого пропускаем в Милославском. Ответ был дан досрочно - это оказался поезд 1/2 из Волгограда )))

После Узунова я быстро заснул, забив, конечно, болт на станцию Милославское.

В Богоявленск поезд прибыл вовремя, в поселке Первомайском этом вышло много народу, и село много - судя по всему, этот поезд - основной способ связи Богоявленска с облцентром Тамбовым. Переписывая расписания, я что-то не заметил нужную электричку в полседьмого. Прокляв было Александра Фетисова с его ВЭРом :), я побродил по вокзалу, потом подошел к расписанию снова и убедился, что электричка есть :) Принеся заочные извинения Александру, я пошел спрашивать, где тут автостанция.

Мне все говорили, что ее нет, а автобусы приходят сразу на Привокзальную площадь, а расписания их никто не знает.
Кассирша, выдавшая мне, кстати, "рукописный" билет лесенкой, сказала, что, надо спрашивать водителей и первый автобус явится в 6:00.

В 6:00 автобус на Староюрьево действительно явился, водитель немного рассказал про свое расписание и уехал. Я было пристал к ожидавшим следующего автобуса бабусям, но одна из бабусь сказала мне, что лист расписания все-таки существует и висит на одном из магазинов.

В темноте я нашел его и переписал, причем, что любопытно, рейсы на Староюрьево там указаны не были.
Выглядело оно так:
Н. Архангельское 6.10 8.10 11.45 14.10 17.30 [6.30 8.30 12.05 14.30]
Лычное 6.30 13.00 [7.25 14.00]
Змеевка 8.10 14.00 [8.40 15.10]

Пока я переписывал, прибыл поезд, который должен был в 7:10 отправиться на Челновую. Поезд состоял из ЧМа, пассажирского общего вагона и... открытой платформы между ними по системе круглобайкальской "Мотани".
Я ринулся к машинисту ЧМа, и спросил его, каждый ли день тут ходит этот вот шедевр. Он ответил, что каждый, платформа возит работников пути и дачников :) Я понял, что это грядущий хит весны КТП, да и машинист, судя по его дружелюбию, легко бы пустил в тепловоз, если кто вдруг замерзнет...

Обрадованный этим фактом, я сел в подошедшую вовремя электричку Мичуринск-Рязань.В электричке жила не только бригада кондукторов, но и своя бригада ревизоров, и в итоге получалось, что в вагоне обязательно находились в любой момент времени либо те, либо другие ) В Ряжске наша электричка стояла 47 минут. Как раз рассвело, и я пошел гулять. Прогулял я, вообщем-то, просто так, поскольку расписания переписывать было не надо, так что я походил по местным хозяйственным магазинам.

Интересным фактом оказалось то, что из двух электричек в Ряжске вышла туева туча молодежи студенческого возраста, которая вбивалась в подъезжавшие маршрутки. Видимо, в Ряжске находится единственный в округе вуз или техникум.
Электричка поехала по расписанию. В Биркино я выгрузился, с грустью обнаружив, что здание вокзала закрыто наглухо, а станции как таковой не существует более, потому что все пути разобрали. Согласно карте, в село Юраково и деревню Хомут шла тропка, но близко к ним проходила ветка Биркино-Новомичуринск.

Я решил было идти по ней, но выяснилось, что идти не по чему - ветки больше не было. В итоге я подошел к двум разговаривающим на платформе бабусям, и одна сказала, что как раз идет в Юраково. Ну, я ее подождал. Бабуся шла по тропке резво, чуть ли не быстрей меня, несмотря на мерзкий ветер в лицо. Судя по ее рассказу, трагедия района заключалась как раз в ветке Биркино-Новомичуринск. По ее словам, ветку построили до конца, электрифицировали, и уже готовились к торжественному пуску электропоездов до ст. Новомичуринск от Биркино или даже Рязани, как вдруг в один момент все накрылось медным тазом. По ветке так ничего и не пошло, и вот теперь ее активно разбирают, работая даже по ночам.

В Юраково или Хомуте, к которым непосредственно прилегала ж/д, наверняка появилась бы станция или на крайний случай о.п., что дало бы селу импульс, но смерть железной дороги окончательно выбила почву из-под ног жителей деревни.

Кто мог - уехал в город. Интересно, что бабуся в общем-то даже не винила нынешнюю власть во всеобщем развале. По ее словам, колхоз изо всех сил дает работу кому может, но почвы неплодородные, ничем другим депрессивная область не богата, да и народ работать не хочет. Время такое, - резюмировала бабуся.

Кстати, до недавнего времени в Биркино вокзал был открыт, но теперь сняли даже дежурную по станции.

Мы дошли до асфальтированной дороги у села Юраково. На карте ее не было, однако провели ее от Новомичуринска, по словам бабуси, еще довольно давно. В 11:40 из деревни Шилово на Новомичуринск должен был пойти автобус, на который, по словам бабуси, я с запасом успевал, даже осмотрев деревню. Так она сказала, и ушла своей дорогой, а я ее поблагодарил и пошел своей.

Единственной достопримечательностью Юраково была восстанавливаемая большая церковь. Восстанавливали ее потому, что "руководитель рязанского обкома" (так ли звучит эта должность - не знаю) как раз являлся уроженцем Хомута. Когда ему вполне резонно сказали, что в эту церковь никто не будет ходить, он проявил твердость и ответил "Как единственная память".

Я прошелся по кладбищу и пофоткал церковь. Из какого-то, тоже необозначенного на карте поворота со стороны ж/д периодически выезжали КАМазы, груженые песком. Ветер изо всех сил дул в рожу, и мне приходилось отгонять от себя мысли об автостопе:)

Я дошел до деревни Хомут, где, собственно, и родилась моя бабушка и родилась и откуда уехала в конце 1920-х годов. Ее саму, разумеется, никто не помнил, но жители деревни говорили, что до последнего времени злесь действительно жили ее родственники Савоскины, но теперь и их не осталось.

Выяснив все это, я не стал дожидаться автобуса и застопил первый же ехавший жигуль, и так, правда, забитый, ну да и мне местечко нашлось... В принципе, я немного пожалел, что автостоп получился не столь экзотическим (не грузовик или лошадь - и то, и другое там ходило) - но хотя бы тепло.

Дорога в ГРЭС (местные не знают или принципиально не выговаривают слово "Новомичуринск") крайне занимательна. Сначала она идет по плотине самой ГРЭС, что эффектно. Потом она идет мимо всей длиннющей станции Новомичуринск, где, действительно, стоят два рогатых монстра, изображенные на фотках Дмитрия Фокина. Фоткать я их не стал, было холодно и из машины выходить не хотелось. Параллельно а/д раз 12 пересекает разные фабричные пути, но особо экзотического подвижного состава кроме упоминавшихся рогатых монстров я не заметил.

Автостанция от ж/д в Новомичуринске достаточно далеко; туда меня и привезли. Я предложил денег, но водитель с возмущением отказался. Выяснилось, однако, что "я просто не умею их готовить" - ехавшие со мной две тетки всучили ему по полтиннику, буквально, силой.

Новомичуринск, несмотря на маленький размер на карте, действительно город, а никакой не ПГТ и не деревня. Строился он явно для нужд работников ГРЭС, и, хоть даже не райцентр, напомнил мне Северодвинск - приличных размеров автостанция, много автобусов, довольно солидные дома. Правда, пробыл я в городе от силы минут 20, потому что погода вновь стала редкостно отвратительной, и сел на рязанскую маршрутку до Пронска (12 р).

Пронск, наоборот, несмотря на размер, чистая деревня. Автовокзал там в какой-то заднице, достопримечательностей нет, автобусов тоже нет никуда почти, только Новомичуринско-Рязанские. Одна радость - хозяйственные магазины словно из 60-х годов вышли - я даже себе напильник зачем-то купил. Видимо, ностальгия по урокам труда в школе замучала.

Я вылез на шоссе, и на остановке у поста ГАИ (гаишники, кстати, там прикольные - остановили бензовоз и на глазах у всех отлили у него литров 10 бензина) я стал ждать автобуса/оказии на Скопин - следюущий пункт моего путешествия.
По словам народа, автобус (на вокзал не заходящий) должен был быть в ближайшее время, но я все равно доехал сначала на Новомичуринском ПАЗике до развилки на ГРЭС/Скопин, и только там стал ждать автобуса.

Местные обещали автобус через 10 минут, так он и подошел. Я почему-то ожидал увидеть нечто большое, но это оказался всего лишь очередной полупустой ПАЗ.

Тут выяснилась любопытная деталь автобусного сообщения в Рязанской области. Как я понял, население платит за проезд, сколько считает нужным. Иллюстрирую: захожу в ПАЗик вместе с супружеской парой. Спрашиваю - сколько проезд до Скопина? Водитель говорит - 20р. Я думаю: 40 километров за 20р, нормально. Плачу. А семейная пара, ехавшая тоже до Скопина, платит на двоих 15 р., и водитель не возражает. Я было подумал,что это меня надули, потом вспомнил, что похожую ситуацию я видел и в газели Новомичуринск-Пронск - видимо, такой тут молчаливый договор социального вспомоществования.

В Скопин доехали быстро, где-то за 25 минут. Несмотря на то, что славный город Скопин был больше, чем Новомичуринск и Пронск вместе взятые, у меня там возник первый за поездку затык. ПАЗик, провезя меня через весь центр города, прибыл на окраинную часть к вокзалу и находящемуся с ним на одной площади автовокзалу. Там выяснилось, что рейсов ни в одну интересующую меня сторону (Павелец, Михайлов, Москва, Тула, Узловая) не будет в ближайшие полтора часа, т.е. аккурат до прихода дизеля Ряжск-Узловая, который рассматривался тоже как один из вариантов выбирания домой.

Сначала у меня мелькнула мысль добраться на первой же маршрутке до трассы и там стопить, но потом я призвал себя поиметь совесть и гулял полтора часа по окрестностям. Все это время ко мне периодически привязывался местный бомбила, но он называл такие цены, что я отвечал ему: "Не понимаю, кто из Москвы приехал, я или ты? :)".

В итоге выбор был сделан в пользу дизеля. Большую часть пути я продремал, и из многих вариантов выбрал сход в Узловой. В Узловой я сделал финт ушами: выскочил из дизеля и, не забегая в вокзал, рванул на маршрутку на станцию Новомосковск.

Это был риск, ведь я мог спокойно уехать в Тулу, и оттуда последней электричкой (если ее вдруг не отменили); мог также, как выяснилось позже, поступить совсем красиво, дождаться в семь часов поезда Волгоград-Питер, доехать до Ожерелья, и там тоже успеть на последнюю электричку.

Но я доехал до Новомосковска и с радостью увидел, что последний автобус "ТрансТурСервиса" уходит на Москву в 19:00, то есть через полчаса. Вообще, с появлением в Новомосковске офиса этой конторы связь с этим городом значительно упростилась, особенно для меня. А вот здание кассы в ТТС в Новомосковске на вокзальной площади - это цирк.
Во-первых, с одной стороны там висит пространная статья о вреде газелей на пассажирских перевозках, а с другой стороны - сообщение об открытии нового маршрута Новомосковск-Тула, обслуживается газелями :)))

Во-вторых, там висел манифест со словами "Америка хочет затащить нас в ВТО........ Спрашивайте книгу "Почему Россия не Америка" в кассе". Я очень порадовался.

За полчаса я списал расписание поездов, не стал списывать расписание автовокзала - сейчас там полнейший бардак, приближающийся к Лодейному полю. Разные расписания висят в 6 (!) разных местах автовокзала.

Кроме того, успел лицезреть двухвагонный бело-синий дизель с надписью "Российские железные дороги" и прибытие электрички на Урванку. Судя по расписанию, кстати, электропоезда в Новомосковском узле довольно быстро умирают, спешите застать...

Автобус же домчал за Домодедовской за 2.50 (!) по отличному Новокаширскому шоссе, лучшей трассе из Москвы из всех, что я видел. Дома я был уже в 22:15, что еще в дизеле казалось невероятным. Повезло!

ТМ © Коллектив авторов, 2005.