Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян

Участник: Митян

Дата поездки: 25-27 июля 2002 г.

РОСТОВ И АЗОВ

Про Ростов сложно писать отчеты. Ростов – это та же Москва, т.е. просто очень большой город. Еще оказавшись первый раз на Большой Садовой улице этого города, я сказал – «Ростов – это Париж». Такой же грязноватый, неконформный и местами красивый. Такая парадоксальная мысль была позже подтверждена и Ростовской картографической фабрикой, которая в одной серии издала карты Красной Поляны, Архыза, Теберды, Азова, Батайска и Парижа. Сей великий картографический прикол находится на обратной стороне моей карты Азова, и я его вам с удовольствием продемонстрирую.

Но вернемся к нашим делам насущным. В этот раз в Ростове и около него намечалась небывалая сходка людей: в самом городе оказались я с женой Юлькой, мой лучший друг корреспондент газеты «Спорт-Экспресс» Тимур Иванов, который собственно в Ростове и живет, наша с Алексеем Яниным знакомая из Минвод Юля Яровая, которая приехала в Ростов поступать в вуз и всячески грузила Тима своими проблемами. Также в это время в Ростове находились мои родственники из Воронежа, но я их не нашел, как, впрочем, и они меня, плюс ко всему в город на денек собирался навалиться мой люберецкий друг Женька. Через Ростов к морю или с моря в Москву в эти 3-4 дня тоже проезжали кучи культовых людей – Саша Галактионов с невестой Юлей, моя одноклассница Юля Ларина, с которой мы ездили в Новомосковск, и известный некоторым тут Андрей «Чудовище» Симоненко с женой, которую, наверняка, тоже зовут Юля.

Если вы ждете того, что в конце отчета все Юли и прочие соберутся в одном месте, как в пьесах Чехова, этого не будет.

Туда мы с Юлькой ехали на легендарном поезде «Атаман Платов». Я уже три года бредил им, зачитываясь служебными расписаниями казанского хода – как же ему удается доезжать до Ростова часов примерно за 16, когда 95% остальных поездов идут более суток? Поэтому когда нам удалось купить билеты, хоть и плацкартные, на «Атамана», я был счастлив простым счастьем транспортника.

Что сказать вам про «Атамана»? В график, он, естественно, не вписался, да и никогда не вписывался, судя по словам проводниц. Привез час с небольшим опоздания, но, в общем и в целом, показанное им время было очень достойным, при том, что ни на одном участке не создавалось впечатления, что он «надрывается». Изнутри поезд тоже хороший, проводники вежливые, в общем – советую.

В Ростове нас встретила Юля Яровая, обрадовавшая нас тем, что Тимыч отправился на собрание работников ФК «Ростсельмаш», где сегодня будут представлять нового президента этого ФК. Так что мы зашли пока к маме Тимыча, где нас начали кормить. Подкрепившись с дороги, мы отправились в забронированный заранее для нас Тимычем номер гостиницы «Ростов», где были расстроены тем, что во всем Ростове нет горячей воды, так как ТЭЦ там, судя по всему, одна, и профилактику она делает всему городу одновременно. Опять-таки, гостиницу «Ростов» могу рекомендовать, цены где-то от 400 за номер, но по сравнению с Ярославлем это еще хорошо. Да еще и в центре она находится.

Мы договорились встретиться с Юлей Я. у гостиницы в час, но она, как всегда, опоздала (никогда не рассчитывайте, если вдруг встретитесь с ней, что она придет раньше, чем через полчаса после указанного срока). До Тимыча мы дошли пешком – к тому времени он уже приехал из клуба, и мы весь вечер пировали, обсуждая нашу с Юлькой свадьбу, футбол и общих знакомых. Примерно в 21:00 Тиму надо было немного поработать, и его отец отвез нас к центральному парку на Большой Садовой.

По дороге он много чего рассказывал, что, вкупе с собственными впечатлениями, я постараюсь сейчас изложить.
Ростов сейчас стремительно европеизируется. Новая власть твердо решила менять город по направлению к цивилизации, и инициатором всего этого выступает прежде всего концерн «Донтабак». Начали они с центральных улиц, и, скажу я вам, добились довольно многого – кинотеатры блестят, парки реконструированы по новейшему слову, сделаны фонтаны, появились свойственные только Европе мини-отели и небольшие стильные демократичные кафе, которых так не хватает в Москве. Впечатление однозначно положительное, хотя неплохо бы уже начать продвигаться из центра к окраинам.

В Ростове просто замечательно ходят автобусы. В половину одиннадцатого вечера они подходят к центральным остановкам буквально один за одним, и уезжают забитыми процентов на 70%. А вот троллейбусы и трамваи отмирают – первые ходят с интервалом 20-25 минут даже в час пик, для вторых активно разбирают рельсы. У вокзала трамвая уже нет, нет его и на Буденновском проспекте. Судя по всему, сочтены дни трамвая и на центральном рынке – рогатые, чтоб проехать, вынуждены разгонять кучу торговок и преодолевают метров 300 минут за 7.

К сожалению, это вынужденная мера. Метро в Ростове строить нельзя, ибо там везде река. Тогда мэр сотоварищи собрали на ипподроме круг, привезли монорельс и провели испытательный день при большом скоплении народу. Потом было устроено голосование, и народ поддержал строительство почти единодушно. Вроде как монорельс строят и скоро он будет готов, хотя непосредственно мест строительства я не видел.

Пристань в Азове носит гордое название «Морской вокзал», каждый час ходит паром на другой берег, и раз 6 в день ходят разные «Восходы». До Таганрога, правда, не ходит ничего и отсюда, хотя уж отсюда казалось бы стоило что-то пустить. Пройдя минуты три, мы преодолели ворота в остатках крепостного вала и оказались в городе Азове.

Сразу скажу – большого впечатления он на меня не произвел, а показался лишь небольшим южным городком без особой индивидуальности. 4 городских автобуса, несколько санаториев, в основном пятиэтажные дома – вот, пожалуй, и все. Перед осмотром города мы решил пойти купаться, но разрекламированный Тимычем и Вольной Энциклопедией городской пляж в затоне был закрыт, лодки напрокат тоже уже давно не выдавали, и пришлось искупаться на основном течении Дона, хотя и там вода уже начинала цвести. После водно-оздоровительных процедур женской части нашего коллектива (2/3) стало по разным причинам не очень хорошо, и мы пошли в местный универмаг.

Там произошло из ряда вон выходящее событие – в одном из отделов я откопал громоздкую украинскую соковыжималку и сразу в нее влюбился. Есть у меня такая страсть к примитивным механическим изделиям, и эта очень напоминавшая мясорубку соковыжималка «Мотор Ciч» Снежнянского машиностроительного завода была явно пределом моих мечтаний. Я ее приобрел, пер всю дорогу Азов-Ростов-Москва и теперь пускаю в нее все приобретаемые фрукты и ягоды, чем вызываю улыбку жены Юльки и недоуменные взгляды родителей.

Выйдя из «супермаркета» с супер-приобретением, я отправился к киоску печати и заодно пить квас из рядом стоящей канистры. Меня ожидало еще два преприятнейших сюрприза – в киоске была хорошая карта города с маршрутами автобусов, а квас был воистину потрясающий! В Ростове тоже очень вкусный квас, но там он наливается из специальных кегов, а тут он разливается из цистерн наподобие московских, вот только большой стакан в Азове называется почему-то бокал. Вот так получилось, что за неделю был переписан весь квасной российских хит-парад на 1) Азов 2) Ростов 3) Новомосковск.

Девушкам к тому времени стало совсем плохо, и мы отправились к автовокзалу – мне со своими мыслями посетить ж/д вокзал пришлось заткнуться. Там уже стояла маршрутка Азов-Ростов, которая стоила всего 10 рублей (в Москве на такое расстояние было бы минимум 25) – она быстренько нас домчала до «Столицы Юга». Кстати, еще одна гордость ростовских властей – прилегающие к городу дороги. До Европы они все же не дотягивают, но, скажем, с Болгарией и Чехией сии автобаны уже вполне сравнялись. В Москве все гораздо хуже. При подъезде к Ростову даже было пару сюрреалистических видов, когда в пределах видимости было аж три железнодорожных хода и несколько больших дорожных развязок – этакий «транспортный мирок».

Прибыв в Ростов, мы быстренько зашли на центральный рынок (ничего выдающегося, как у нас, южного колорита нет) и отправились за вещами минводской Юльки, у которой уже через три с половиной часа был поезд. Сумку она собрала очень тяжелую, пожалуй, это была самая тяжелая сумка в моей жизни. Дошли до нашей гостиницы, и там моя Юлька заявила, что она очень извиняется и все такое, но ей правда плохо от жары, и к Тиму (и вообще куда-либо) она не пойдет. Я поворчал, но согласился, и мы с Юлькой Яровой пошли к Тиму вдвоем.

Там мы опять поели, и тут сивку укачали крутые горки – после дня на жаре у меня резко заболела голова. Попрощавшись с Тимом и обещав ему вернуться поскорее, я с огромным трудом допер сумку до вокзала, где усадил наконец-то Юльку в поезд и сел где-то на платформе приходить в себя. Минут через 15 мне это удалось, и я отправился на пригородный вокзал купить или переписать расписание. Привокзальная площадь в Ростове разрыта до основания, передвигаться по ней можно только по каким-то тайным проходам, и путь от вокзала к вокзалу занял у меня минут 10.

На месте выяснилось, что расписаний не продается в принципе (эх, какая фраза получилась: Расписаний – 121-й элемент таблицы Менделеева). Пришлось материться и переписывать. Расписания в Ростове, кстати, ценны тем, что на них всегда указывается время прибытия/отправления с конечной станции и можно скорректировать расписания по прочим местам. Культуры вечерних электричек в Ростове нет, последняя отправляется в 20 с чем-то, прибывает в 22 с чем-то.

Тут мне позвонила оклемавшаяся жена Юлька, которая выразила желание увидеть меня в гостинице, а потом немного прогуляться. Я прибыл в гостиницу, и мы пошли бродить. Кончилось все это для меня плохо: часов в 11 вечера Юлька вновь затащила меня на вокзал, где уговорила спросить билеты на Москву на завтрашнее утро. Как назло, билетов оказалось навалом, и с ДЖД пришлось мысленно попрощаться.

Еще хуже, что билеты нам дали на владикавказский поезд. Тут я сразу вспомнил страшную историю, рассказанную мне дня за два до отъезда в родном городе Люберцы.

Впервые я познакомился с владикавказским поездом, когда ехал в купе из Минвод. Вагон был пустой, но проводницы всячески уклонялись от выполнения своих прямых обязанностей, типа разноса чая, и всю дорогу были заняты чем-то другим. Потом я спросил у уроженца Владикавказа Сергея Хорошаева, в чем специфика этого поезда, на что он с истинно кавказским спокойствием ответил: «А он не для того служит, чтобы пассажиров перевозить. Он служит, чтобы спирт и фрукты с Владикавказа вести контрабандой». Тема получила развитие в городе Люберцы. Я зашел к другу детства Женьке, и он мне рассказал следующую историю. Ехал как-то Жека, известный фанат ЦСКА, из Ростова, с матча ЦСКА с «Ростсельмашем». Взял билеты (почему-то купе) на владикавказский поезд. Проводница в вагоне сказала ему, что мест нет, на что он завозмущался – как так, билет-то продали. В итоге его пустили в купе, где снизу ехала какая-то пожилая пара, а сверху молодая осетинка. Весь день его кормили кавказской едой и выпивкой, все было отлично.

Часов в 10 ночи к ним в купе пришел начальник поезда и заявил: «делайте что хотите, а одно место должно быть свободно для спирта». После долгих препирательств хитрый Женька понял, что из всякой ситуации надо извлекать пользу, и перебрался на полку к молодой осетинке. Еще через пару часов пожилая пара крепко заснула, а остальное, как элегантно сказал Женька, «было делом техники». Зная, что Женьке совершенно не свойственно привирать, я слегка прифигел; еще больше я прифигел, когда ждал прибытия этого самого владикавказского поезда на вокзале в Ростове.

Опоздал он на час. Приключения наподобие женькиных мне не грозили, ибо я ехал с женой :), но весь вагон (плацкартный) действительно был набит молодыми осетинками и даже тремя негритянками, ехавшими из Ростова в Москву. Суть сего поезда проявилась дважды – в первый раз, когда проводница стала всячески оскорблять негритянок, пользуясь их гипотетическим незнанием языка и непонятным отказом брать белье, а во второй, когда проводницу нашего вагона за полтинник упросили, чтобы она пустила перебраться к нам друзей уже ехавших в нашем вагоне в Москву на заработки шахтинских строителей. В итоге строители бухали всю дорогу, поезд к Москве нагнал, а мои вылазки на станциях Лихая и Россошь ничего интересного, кроме расписаний, человечеству не принесли.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.