Сайт "Транспортная Мозаика"

Участники: Александр Галактионов, Всеволод С. Путник

Дата поездки: 24 ноября 2001

В СМОЛЕНСК ЗА ТРАМВАЯМИ

В общем, съездили мы с Севой в Смоленск. Грустно все это было. Идем по одной улице. Сева мне говорит: "Здесь еще год назад ходил трамвай". Идем по другой улице. Сева снова говорит: "А здесь три года назад ходили трамваи". Ладно, обо всем по порядку.

Выехали в Смоленск мы в пятницу 23.11 в 23:20 поездом № 603э "Москва-Смоленск" в купейном вагоне. Я, конечно, знал, что поезда Смоленского направления МЖД в хорошем состоянии, но не думал, что до такой степени. Вагон был совершенно чистым, в том числе и удобства, с коврами, занавесками и т.д. Проводница свои обязанности исполнила по полной программе. Постельное белье было выдано заранее и по прибытию в Смоленск не собиралось, всем желающим предлагался чай. В общем, данный поезд давал фору большинству фирменных. Лучше него я ездил только в поездах 102 и 104 "Москва-Адлер".

Перед отходом ко сну я дал Севе четкое указание. До прибытия в Смоленск меня не будить. Так и случилось. Сева разбудил меня лишь когда за окном показался вокзал. На улице было темно и нам спешить выходить из теплого вагона совершенно не хотелось. Однако через 5 минут после прибытия к нам пришла проводница и сказала, что еще 10 минут назад мы должны были выйти. Пришлось поторопиться. Да, забыл сказать - вагон изначально был очень хорошо натоплен. Если садился я в поезд полупростуженным, то вышел из него совершенно здоровым.

Выйдя из поезда, мы с Севой пошли на вокзал смотреть расписание электричек. Не увидев никаких значимых изменений, отправились на трамвайный круг. Вот он-то меня и поразил. Такого, что трамвай по сути заходит на железнодорожную платформу, я еще не видел. Один трамвай мы пропустили из-за того, что было много народу, и сели в следующий. Ехали мы на нем по принципу "пока не надоест", благо на улице было темно и скучно. Надоело нам к моменту подъезда к площади Смирнова. Мы вышли и пошли искать то место, где еще год назад трамвай проезжал через башню крепостной стены. Нашли. Та односторонняя линия в целом сохранилась. Рельсы лежали, но стрелок уже не было. Был демонтирован нижний контактный провод, но верхний еще был. Около самой башни сохранилась даже трамвайная остановка с трафаретом, на котором было указано 4 маршрута.

Порассуждав на тему "и кому здесь трамвай мешал", мы с Севой нашли место, где можно было забраться на крепостную стену и пошли по ней, по дороге поднимаясь в башни везде, где только было возможно. Так мы прошли весь участок до ул. Тимирязева, любуясь видами Смоленска. Потом мы по улице Соболева дошли до Большой Советской улицы, где Сева меня вновь огорчил, сказав, что по ней еще 3 года назад ходили трамваи. Никаких следов трамвая на ней не осталось и в помине. Сохранились лишь рельсы на мосту через Днепр. Затем мы с Севой поднялись и посмотрели Богоявленикий собор, после чего вернулись на площадь Смирнова, в окрестностях которой провели час в поисках объекта для фотографирования в виде интересного трамвая. Сева ждал новый КТМ-8 с надписями "100 лет Смоленскому трамваю" и ЛМ-99.

Да, трамваи в Смоленске в основном представлены КТМ-5, в основном сцепками. При этом кондуктора сидят в каждом (!) вагоне. Есть еще КТМ-8, которые тоже нередко бывают сцепленными. Есть ЛМ-93 и буквально пару штук ЛМ-99. Несмотря на то, что состояние путей не очень хорошее, трамваи ездят быстро, побыстрее даже, чем в Москве. При этом они еще ездят близко друг к другу.

Севе удалось дождаться лишь КТМ-8КМ с надписями о 100-летии, а я не отказал себе в удовольствии в нем прокатиться. Состояние вагона было отличное, хотя выпущен он был в августе 2000 года. Видно, это последнее поступление, и его поначалу берегли и на линию не выпускали. Имел он гордый заводской номер 555.

После фотографирования данного экземпляра, мы с Севой пошли вдоль аллеи Героев войны 1812 года к Центральном парку культуры и отдыха, благо различных монументов хватало и там. По дороге нам очень понравилась табличка: "Ловля рыбы без билета запрещена. За нарушение штраф." Еще нам понравилось местоположение монумента, воздвигнутого в 1912 году в честь 100-летия сражения под Смоленском. Мы его искали около получаса. Нашли на территории ... огороженной вокруг стадиона "Спартак". Хорошо, добрые люди отварили один из прутьев ограды.

Далее мы пошли к дому книги через площадь Ленина мимо всяких там администраций. По дороге зашли на главпочтампт, где было "место коллективного пользования интернетом". У нас тут же возникла идея написать on-line хронику путешествия, но времени и денег нам стало жалко, тем более что в субботу никто и не оценит. После посещения дома книги, в котором мы ничего не купили, кроме набора открыток за 10 рублей, мы пошли уже на вокзал, по дороге зайдя на рынок, где Сева запасся хлебом на ближайшие две недели.

По возвращении на вокзал, мы постояли у трамвайного круга и пофоткали трамваи. Далее приехал поезд, и Сева почти сразу же пошел в вагон, а я остался, благо наш вагон остановился метрах в 70 от круга. И был вознагражден. Буквально за 5 минут до отправления поезда на остановку подъехали ЛМ-93 и ЛМ-99, который Сева за весь день так и не встретил.

Наш поезд № 132б "Брест-Москва" обладал следующей особенностью. Выезжал он из Бреста в 3:20 утра, соответственно желающих на нем ехать было немного. По Смоленску был переменный трафарет на 12 плацкартных мест, которые закончились еще неделю назад. То есть предварительно билеты из Смоленска до Москвы можно купить лишь на эти 12 плацкартных мест. А на все остальные свободные места - лишь за 2 часа до отправления. О чем думает Беларусска чагiнка, делая столько мало мест по Смоленску - не знаю. Во всяком случае, заполняемость поезда по прибытию в Москву согласно системе "Экспресс-2" составляла 6% для вагона СВ и около 15% для купейных и плацкартных вагонов. Ну да ладно, это проблемы белорусов, благо поезд их приписки.

Мы же сели в вагон, в котором ехал ровно один пассажир. Места у нас были верхние. Далее я совершил одну ошибку. Я предложил Севе сразу же перейти на нижние места в соседнем купе. А надо было сначала дождаться, пока проводник заберет у нас билеты. Проводник пришел и стал возмущаться, почему мы сидим не на своих местах, не спросив его. Я так понимаю, за переход на другое место проводнику полагается платить 50 рублей, но это в наши планы явно не входило. Проводник продолжал говорить, что в Сафоново заходят с местами и т.д. Мы ему ответили, что переменный трафарет был с 25 места. Таких слов проводник не знал и удалился, даже не предложив взять у него постельное белье. Оно и к лучшему. Я как раз думал, брать постель или нет, а тут проблема решилась сама собой.

Далее я проспал до Вязьмы, где вышел погулять. Там меня ждала удача. По соседнему пути шел электровоз ЭП-200, один из двух изготовленных на Коломенском заводе, так и не принятый в эксплуатацию. Я его тут же сфотографировал. Надеюсь, фотка получится. Ну а вскоре проснулся и Сева и мы с ним проболтали до Москвы, где и расстались, посмотрев только на Белорусском вокзале схему следования ПДС в Европу при социализме и поностальгировав о былых временах.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.