Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участник: Митян Крюков

Дата поездки: 27 сентября - 4 октября 2006 г.

ЗАПАСНАЯ ВОЛГА

Ко второму отпуску в этом сезоне я подходил достаточно пофигистично – мало того, что до последнего дня не знал, куда же поеду, так еще и не знал, когда этот самый отпуск точно начинается. Знал только, что на выходных надо быть в Волгограде на фестивале Интеллектуальных Игр «Город Героев-2006», куда должны были подтянуться также Саня Фетисов, Кирилл Емельянов и ряд других товарищей, так или иначе засвеченных в ФКТП-кругах.

В итоге купил билеты на 112-й поезд до Казани менее, чем за сутки до отправления – отпуск-таки начался в ночь со вторника на среду. Проснулся на станции Урмары, и тут меня осенила гениальная мысль, что надо было брать билет как раз до Урмар, потому что там тянется целая цепочка неохваченных АТ райцентров, и по ней (Урмары – Большие Кайбицы – Верхний Услон) можно добраться как раз до Казани. К несчастью, стоянка поезда в Урмарах была две минуты, и хоть и говорят, что мысль опережает все остальное в мире, в этот раз это оказалось не так.

В Казани мне все равно предстояло где-то гулять, потому что мои казанские друзья, у которых я намеревался вписаться, днем, естественно, работали. Позвонил Михаилу Тихонову, но тот к несчастью заболел. Поехал на речной вокзал, где приобрел билет на рейс «Восхода» по имени «Михаил Девятаев» до Камского Устья. Несмотря на довольно большой запас времени, на «Восход» я чуть было не опоздал из-за одного иностранного деятеля.

Деятель серьезно намеревался уплыть в Ижевск по реке, причем, согласно его карте в каком-то путеводителе, это можно было сделать. Кассирша, человек более разумный, вместо «Ижевск» услышала «Свияжск», и продала ему билеты, сказав, что ехать два часа. Иностранец подсчитал среднюю скорость движения корыта до Ижевска за два часа и проникся.

Вообще, иностранец был совершенно неподготовлен для путешествий по России. Кроме шуток, учитывая наши нравы, я полагаю, что таких одиночек к нам пускать опасно. Ладно я попался и прочел за 15 минут ему лекцию по устройству российского транспорта (чуть не опоздав на «Восход»), а если бы кто-то злонамеренный? В итоге его билет мы обменяли на билет на квазипрогулочный рейс до Садовой, и мы попрощались. Мысль опять никого не обогнала – потом я жалел, что не позвал его с собой до Камского Устья, все равно же собирался назад в Казань возвращаться. Да и он бы на «Восходе» покатался. Но было, опять-таки, уже поздно.

До «Восхода» пришлось бежать, но команда никуда не спешила, собирая безбилетников. Мне даже обиженно сказали, что типа не фиг покупать билеты в кассе, ну да ладно. Меня порадовало, что я еду именно на «Михаиле Девятаеве» - все же это человек, связанный с Ростиславом Алексеевым, и после «Метеоров» «Конструктор Алексеев» и «Инженер Ерлыкин» это казалось логичным продолжением.

На Волге никакой активности практически не было, несмотря на прекрасную золотую осень и неплохую погоду. Я пофотографировал пейзажи, особенно понравилась мечеть в Кзыл-Байраке. Отмеченного на картах парома в Тенишево нет, по словам местных, уже много лет, да и вообще совершенно неясным осталось, как люди из Камского Устья и окрестностей при необходимости ездят на тот берег реки. Стоят там, конечно, некоторые моторки, но все же…

В Камском Устье «Восход» почти сразу ушел назад на Казань, и нового не предвиделось. Я решил-таки его проигнорировать и пошел наверх в поселок. Как и прогнозировал Александр Балашов, с которым мы еще встретимся чуть позже, автостанции в поселке нет, расписание пригородных автобусов висит на остановке на центральной площади, а междугороднее не висит нигде. При этом буквально недавно ввели маршрут Казань – Камское Устье – Ульяновск, но в самом поселке об этом не слова.

В 2004 году, когда в Камском Устье был Александр, там была какая-то сложная система пристаней – часть СПК приставали к пристани Тенишево, часть – собственно к пристани Камское Устье, часть – к пристани Куйбышевский затон. Этой осенью Тенишево свой статус потеряло, и к берегу даже перестали подходить автобусы, но как будет следующим летом – хз.

Сам по себе поселок Камское Устье на вид приятен и невелик. Недавно построили церковь, обещали в ближайшее время построить и мечеть, согласно плану в несколько раз больше церкви по размеру. В общем, приятно остановиться тут транзитом и провести полчасика, но надо уже ехать и дальше.

Так как автобусов в Казань сегодня уже не ожидалось, то я дошел до края поселка и начал стопить. Тут я установил собственный рекорд – все три первых машины застопились. Первая ехала километров пять до Рудника, и я ее пропустил, вторая шла километров 25, и я на ней поехал, а третья шла уже до самой Казани.

До Тенишево (оно же Рудник, там прямо на дороге недействующий гипсовый рудник) и чуть дальше дорога очень неплоха, а далее начинается любопытный участок километров в 35. Дорогу на его протяжении вроде даже строят, но строят так медленно (это видно и по движениям рабочих), что за это время водители успели накатать слева объезд, кто-то его даже заасфальтировал, асфальт уже весь потрескался (!), а основную дорогу все строят. Собственно, так все и ездят по этой объездной по полям.

Было искушение заехать в Верхний Услон, но застопленная мной третья машина шла аккурат до самой Казани. В ней ехали летчики малой авиации из Ульяновска, на одноместном самолете опылявшие поля в этой части Татарстана. На самолете что-то сломалось, и они поехали за деталью. Деталь не находилась в магазинах на трассе, и в итоге меня довезли до поворота на Юдино, где я сразу сел в подъехавший автобус, а летчики отправились дальше прочесывать магазины автозапчастей.

Дальше программа была стандартной – «Дом Чая», покатушки в казанском метро и спать. Казань с каждым визитом становится все красивее и пригоднее для жизни.

На следующее утро я поехал в Высокую Гору. Этот формально райцентр давно меня интересовал – мы постоянно оказывались рядом, когда ездили на хоккей в Дербышки – но побывать удалось впервые. Смутные воспоминания Михаила Тихонова оказались верными – в Высокой Горе нет ни автостанции, ни чего-либо еще особенно интересного. Тот автобус, что идет от ЖД-вокзала в Казани, до вокзала Высокой Горы не доходит, разворачиваясь в той части поселка, что ближе к шоссе. Наоборот, автобус №100, идущий от вокзала Великая Гора, прежде чем проехать казанский вокзал, объезжает еще полгорода, сворачивая сразу после Компрессорного направо.

Собственно, мне пришлось обкатать их оба – приехав на 284-м (вроде), я сфотографировал мечеть и отправился через лес к станции. В лесу не деревьях висели экологические плакаты местных школьников, и некоторые из них были весьма экзотичными. В частности, большая надпись «Мы завоюем этот лес?», выше которой не сразу угадывались очертания использованных консервных банок. У вокзала электричек ни в какую сторону не обещали еще часа два, и я сел на тот самый автобус №100. Ни на одной из остановок в поселке расписания не вывешено, хотя есть подозрение, что некие внутрирайонные рейсы могут существовать, как минимум транзитные из Казани.

Автобус №100 завез меня в доселе непосещенные мною районы Казани – новые кварталы с супермаркетами, кинотеатрами и ледовой «Татнефть-Ареной». Надо сказать, мне очень понравилось – я вообще питаю слабость к грамотно сделанным новостройкам, а эти были на вид безусловно пригодными для житья. В общем, Казань рулит.

На вокзале я еще успевал и на пригородный в Буа, и на автобус в 11.40 до Нового города Ульяновска (туда мне, в общем, и надо было), но уж очень хотелось есть. Я узнал, что следующий ПАЗ в Ульяновск будет в 13.00, и снова пошел в «Дом Чая».

Когда вернулся, стал пытаться окучивать расписания автобусов с привокзальной площади. Надо сказать, что эта стихийная конечная, слегка разогнанная к тысячелетию Казани, обрела не только второе, но и третье, четвертое, пятое, шестое и седьмое дыхания. Она стала для Казани чем-то вроде черкизовского рынка для Москвы – так же много рейсов и так же сложно их определить. Более-менее постоянно ходят лишь автобусы в Набережные Челны и всякие маршрутки в Йошкар-Олу, остальное, если упрощать, ходит двумя порциями – с утра после прибытия московских поездов и после обеда, как жители колхозов утрясут свои дела в столице. Но при этом есть и какие-то совсем выбивающиеся из общего ряда рейсы, которые идут пару раз в неделю в странное время. В общем, выяснил расписание примерно до 15 городов и забил.

Пазик ушел по расписанию, но практически пустым, да и по дороге подвозил сугубо локал, так что рейс явно вышел убыточным. Будь то «газель», я бы поговорил с водителем насчет финансовых раскладов – сугубо для интересу – но тут как-то не хотелось. ПАЗ шел бодро для автомобиля своего класса, но упрямо никуда не заехал, даже Буинск максимально объехал (местные, правда, эту фишку знали и автобус заловили на объездной).

Любопытно – есть вот регионы, где все автобусы, даже самые дальние, железно останавливаются на всех автостанциях по дороге, а есть такие, которые на это кладут большой прибор. Интересно было бы проследить закономерность, да лениво на данный момент. Думается лишь, что помимо взаимоотношений перевозчиков с автостанциями тут действуют и другие факторы – например, наличие альтернативных рейсов в сходное время.

Забавно выглядит граница Татарстана и Ульяновской области. Качество дороги не меняется, но с татарской стороны все знаки аккуратные, везде бело-зелено-красная символика на двух языках, а в Ульяновской – дешево и сердито – красный флаг и профиль Ленина. Опять же повод задуматься о том, куда идет русская нация по сравнению с некоторыми другими.

В Ульяновске я прежде никогда не был, да и в данный момент въезжал со смешанными чувствами. Очень нужно было с утра быть в Саратове, а поезд был лишь один – великий и ужасный Волгоград – Нижневартовск, ездящий по той самой Запасной Волге, давшей название этому отчету. Ощущение усугубилось на автовокзале – на Саратов был указан ежедневный транзитный автобус из Чебоксар, но тетки в кассе сказали, что он теперь ходит кроме четверга. То, что был четверг, говорить, по-моему, излишне.

Выбора не было – надо было звонить Александру Балашову. Как метко заметил когда-то Антон Кротов: «Сашу Балашова читали все, но не видел никто». Действительно, Александр лишь недавно подключился к интернету и практически не участвовал в массовых предприятиях АВП, но успел описать свой регион и несколько соседних для «Вольной Энциклопедии».

Несмотря на то, что мы до этого с Сашей очень душевно общались по электронной почте, у меня были некоторые смутные сомнения. 30-летний автостопщик из Ульяновска мог быть кем угодно – подсказывал опыт. Мало ли эксцентричных персонажей вокруг АВП… Что ж, тем приятнее было избавиться от сомнений. Александр оказался не просто приятным человеком, а очень и очень интересным. Будучи даже чем-то похожи внешне, мы нашли общий язык очень быстро, несмотря на некоторую формальную разницу в возрасте. Я пожалел, что Александр живет далеко и не может познакомиться с другими КТПшниками и чаще посещать наши и АВПшные мероприятия.

Но это было потом, а сначала я позвонил ему, получил инструкции, как доехать до Нового города, сел на автобус и спустя какое-то время переезжал Волгу по знаменитой плотине. Плотина/Мост впечатляла, конечно, с одной стороны размерами, с другой уязвимостью – по одной полосе в каждую сторону и одна железнодорожная колея. Мне повезло – именно в это время на 40 минут плотину закрывали по направлению «в город» (так делается каждое утро и каждый вечер по направлению потока), и мы проехали более-менее без пробок.

Но запланированный способ добирания до дома Александра был неожиданно нарушен. Я увидел по правую руку вокзал станции Верхняя Терраса и вышел, и без всякой очереди купил билет до Саратова. Это позволило мне вздохнуть спокойно, и я продолжил поездку к Александру.

Собственно, ближайшие несколько часов я провел у него в общении и рассматривании фотографий из путешествий. Еще раз благодарю Александра за гостеприимство и рекомендую всем этого очень интересного человека.

Выходил из дома я уже в темноте, но решил хотя бы бегло посмотреть центр Ульяновска. Из осмотра практически ничего не понял, но в целом впечатление осталось нейтрально-позитивное: будет оказия, попробую еще раз заехать, например на ежегодный ЧГК-фестиваль.

Из центра я доехал маршруткой до вокзала, где побродил минут двадцать в ожидании поезда. Поезд пришел вовремя, я загрузился в него и вскоре заснул.

В Саратове с утра я перефотографировал расписание на автовокзале, поел в любимом кафе «Арбуз» и отправился мыться к Вике Моключенко. Все мои множественные саратовские друзья готовились к вечернему отъезду на фестиваль в Волгоград, оттого были заняты, так что заловить незанятую Вику было в некотором роде удачей. Пришлось, правда, подарить огромный букет – на предыдущий день у Вики был день рождения - , но она того стоит.

Поев и помывшись, я решил прогуляться по Саратову, но до вечера не засиживаться, а отправиться в Волгоград «попугаем», чтобы вечером полазать по Мамаеву Кургану с уже прилетевшей бы к тому времени командой. Билет во второй класс был куплен без проблем, прогулка тоже вышла приятной (была очень хорошая погода). У берега Волги увидел испытания судна на воздушной подушке, которое, видимо, будет эксплуатироваться в нуждах МЧС. Может когда-нибудь и как пассажирское запустят.

В волгоградском экспрессе сложилась забавная ситуация с местами. Все места в вагонах второго класса были забиты, причем преимущественно железнодорожниками, бесплатно ехавшими в основном в Петров Вал. Третий и первый классы же были практически пусты, что заставило подумать о том, что надо было брать билеты в третий класс. Ехать было скучновато, в буфете все стоило крайне дорого, и я занимался какой-то канцелярской работой – что-то куда-то откуда-то переписывал.

В Петровом Валу большинство железнодорожников вышли, и на трех местах в ряду остался только я, а на аналогичных трех местах в ряду сзади осталась лишь симпатичная блондинка. Некоторые деятели любят шутить на тему моих отношений с прекрасным полом, но надо констатировать факт, что мне фантастически везет – ну совершенно никогда я не знакомился и уж тем более не заводил отношений с совершенно глупыми или неинтересными девушками. Вот и сейчас – попросил почитать журнал, разговорились. Девушка хоть и была по имени Юля (не люблю я это имя), но очень хорошо ориентировалась в психологии (специальность), легко поддерживала любую тему, да еще и училась дополнительно на косметолога из каких-то своих соображений. Так и проболтали оставшиеся два часа – впрочем, несмотря на взятые координаты продолжать общение особенно ни у кого желания не возникло – не люблю я блондинок, да еще и Юль.

В Волгограде я попрощался с Юлей и созвонился с Сашей Фетисовым. Они отправились заселяться в нашу общагу и обещались быть минут через 20 у Аллеи Героев, где мы и договорились встретиться. Из состава «Зари» уже прибыли Саша Фетисов, Саша Выхованец и Кирилл Емельянов; Антон Попов ожидался завтра поездом из Москвы, а впервые игравший с нами Слава Некрасов – поездом из Балаково.

На «стрелке» у Аллеи Героев я неожиданно кроме своих увидел еще и Романа Немучинского – игрока команды «Ксеп» и человека, далеко не чуждого путешествиям: однажды он чуть не выиграл «Транспортацию», да и вообще объехал кучу интересных мест автостопом и не только. Рома тоже прибыл самолетом и ждал оставшихся членов своей команды только утром.

Меня обрадовали, что общага, которую нам рекламировали как весьма хорошую, оказалась на деле крайне отстойной. Но с этим разбираться придется потом, а пока мы быстренько поели в какой-то пиццерии и укатили на скоростном трамвае к Мамаеву Кургану. Там мы и провели следующие два часа, наслаждаясь мемориалом, подсветкой и пробуя разные режимы фотографирования. Особенно было смешно, когда я минут 10 пытался сфотографировать палец Родины-Матери с увеличением 10Х, положив фотоаппарат на постамент, но каждый раз снимал только звезды. Я уже погрозил было, что мы не уйдем, пока я-таки не поймаю этот палец, но потом смирился.

Назад поехали все вместе на такси – Сашку Выхованец пришлось сажать на колени. Общага действительно оказалась мерзкой, и было решено по возможности с утра переехать. Но эту ночь мы вполне там переночевали, точнее, все больше проболтали до четырех утра.

Последующие два дня были посвящены в основном фестивалю и знакомством со злачными местами (читай – кафе) Волгограда. Фестиваль был в целом неплохой, но как-то все не складывалось: то у организаторов, то у нас, то у всех вместе. В итоге и мы сыграли достаточно средне, но задачу-минимум выполнили, и впечатлений особо ярких не было. Вечер субботы организаторы решили провести на корабле, катающемся по Волге, но и тут им не повезло – как только загрузились, пошел дождь. Буфет на корабле почему-то не работал, а плавать он должен был с 20.00 до 24.00. В 21.50 нам это надоело, и мы с Кириллом попытались превзойти подвиг Фывы, который в Черустях-2, помнится, глотнул пива и остановил, а, точнее, вернул поезд на Уршель. Как ни странно, капитан быстро согласился высадить уставших от прожигания жизни товарищей на берег. Остаток вечера мы коротали в кафе за горячим шоколадом.

Да, вот еще что – во второй день мы действительно переселились из общаги в гостиницу ГУВД, и сие место бесспорно заслуживает внимания. Гостиница ГУВД расположена в купеческом особняке 19 века, но при этом имеет довольно уютные и недорогие номера. Помимо собственно номеров, готичны переходы по этажам – скажем, чтобы зайти в гости к Вике Моключенко, нам надо было преодолеть практически весь этаж по квадрату, при этом почему-то два раза спустившись, три поднявшись и счастливо избежав нескольких аппендиксов-тупиков. Забавно, в общем.

Сплавив в воскресенье родную команду на самолет, я стал думать, чего делать дальше – отпуск-то продолжался. Первым делом я отправился на речной вокзал и к своему счастью увидел круизный теплоход «Михаил Шолохов», который должен был отправиться через час. Я был не прочь отдохнуть денек-другой в каюте комфортабельного теплохода и даже за это заплатить, а позитивный опыт такого рода вписке на Валааме вдохновлял меня. Но оказалось, что Валаам – Валаамом, а тут фигу: матросы даже не стали звать начальника круиза, мотивировав это тем, что на борту одни интуристы, круиз выкуплен немецкой фирмой, и мне они там не обрадуются. Я сделал вывод, что надо чаще бриться, убедился, что следующий корабль будет послезавтра, и пошел есть и искать Интернет.

Поесть мне как обычно удалось, а вот Интернет я искал долго. После того, как я его нашел, выяснилось, что уехать можно в принципе куда угодно, но вот куда мне надо – сложно. На Ростов как обычно поезда уже не ходили, в Саратов по правому берегу Волги ехать – так надо до утра ждать, в Элисту – аналогично, при этом непонятно, будет ли Крамник играть, а просто так ехать тупо туда и обратно не хотелось.

Продумав несколько резервных, но не слишком увлекательных вариантов, я отправился к вокзалу. У вокзала наблюдался автобусный рай – комфортабельные автобусы ходили в самые разные места, а в московских, если судить по их количеству и количеству желающих уехать, можно было легко поспать. Я чуть было не сел на отходящий тут же днепропетровский, потом махнул-таки рукой и купил билет на поезд в Саратов. Помимо одного хитрого резервного варианта, был расчет спокойно пообщаться в поезде с саратовскими друзьями.

Надо сказать, что оба расчета сыграли. В поезде хорошо посидели, с утра я пошел помыться и поесть к Леше Королеву, причем поел я в четыре раза больше, чем собирался, из-за гостеприимства его мамы (спасибо ей за это!). К тому моменту я уже знал, что сегодняшний день, если все будет хорошо, пройдет под девизом: «БОЛЬШАЯ ГОНКА».

Выйдя от Леши примерно в 8.20, я чуть не сорвал себе всю гонку, заблудившись в трех соснах. В итоге остановку автобуса №90 Крекинг – Аэропорт я искал минут 20 вместо положенных 7-8, и спасла меня от бездарного опоздания только шедшая в аэропорт маршрутка. В аэропорту все было как нельзя лучше: на рейс Саратов – Пенза – Питер были билеты до Пензы за 600 р, однако гадская касса взяла у меня 150 р каких-то сборов, учитывая очередную страховку, видимо, аналогичную РАОРЖД-вской.

Досмотр в аэропорту был как у больших, но вскоре я уже сидел в ЯК-40 – на самолете этой модели я еще, как ни странно, никогда не летал. Полет до Пензы со всеми маневрами занимает минут 40. По дороге я спросил, не возьмут ли меня, скажем, за 1000 р до Питера, но пилоты, посовещавшись, назвали цену в 3000. Это было, конечно, ниже официального тарифа, но, учитывая то, что в Питер меня гнало разве что любопытство, несколько чрезмерно.

Так что я вышел в Пензе, где было почему-то очень холодно. В Пензе свежеотремонтированное здание аэровокзала, непосредственно к которому подъезжают довольно много маршрутов городских автобусов, троллейбусов и маршруток. Подъезжают-то они подъезжают, но, так как у аэропорта на них как правило никто не садится, даже не заезжают на посадку, а сразу делают разворот и уезжают назад. Из-за этого я смог сесть наверное только в шестой автобус.

Поехали. У остановки Гидрострой я обратил внимание, что там – конечная некоторых пригородных и даже ближних междугородних автобусов и маршруток: надо при оказии окучить. Еще какой-то пригород стоял у центрального рынка. Сложно, конечно, говорить что-то про Пензу, где я был в общей сложности часа полтора, но, если очень общо, то смотреть там особо нечего, но и особой грязи и разрухи на улицах нет. Как-нибудь при оказии можно еще заехать.

Так вот, забыл сказать, что по условиям гонки мне надо было до 23.00 попасть в Казань, чтобы как бы замкнуть кольцо. Другие интересные варианты, если бы они возникли, тоже бы рассматривались, но казанские друзья меня уже ждали и делали ставки, успею я или нет.

Исходя из этого, я решил проехать через Саранск, где я тоже не был. Но расписания этих регионов я с АТ не распечатал и лишь приблизительно посмотрел кое-что в Интернет-кафе в Волгограде. Ближайший автобус в Саранск был в районе 14.00, что, конечно, было непозволительно поздно – тогда-то было около 11.

Но выход есть всегда – на автовокзале Пензе таксистов больше, чем автобусов, и они постоянно зазывают ехать куда-нибудь. Как ни странно, среди толпы нашелся один водитель, собиравшийся в Саранск, но ему кроме меня нужен был еще один пассажир. Я было подумал, что он его будет долго искать, и пошел в туалет и салон сотовой связи. Однако буквально минут через 10 последний пассажир нашелся, и водитель прибежал меня искать. Я несколько возбухал по поводу цены в 250 р, но скинуть не удалось, а ехать хотелось. Бюджет на гонку был порядка 50 у.е., и в дальнейшем мне явно светила экономия.

Доехали очень быстро, причем не особо и напрягаясь. Проехали через Рузаевку, родину великого магистра Всеволода С. Путника. Рузаевка из окна автомобиля неожиданно понравилась – возможно, сыграла свою роль резко улучшившаяся погода, а возможно, это еще один из городков, о которых в Мордовии заботятся – сколько уже я таких видел.

В Саранск въехали в 13.01, что было даже забавно – не успели, блин, понимаешь, вписаться в круглую цифру. Водитель высадил меня недалеко от въезда в город, порекомендовав пересесть на автобус №8 до ЖД-вокзала. Я так и сделал, но пока автобус болтался по городу, вдруг сообразил, что на поезд Новороссийск – Казань, с которым я забавным образом гонялся все это время, я скорее всего опоздаю. Что ж, подумал я, это даже забавно; вышел из автобуса и пересел на автобус до автовокзала, рассчитывая поймать поезд в Красном Узле.

С точки зрения Красного Узла, я, конечно, поступил глупо, потому что по приезду на автовокзал мне сказали, что автобусы на Ромоданово (он же Красный Узел) идут как раз от ЖДВ. Но зато оставалось пять минут до отправления «Газели» на Алатырь, а это было очень даже по пути.

Хорошо это было еще и потому, что отпуск понемногу заканчивался, а я еще не сфотографировал ни одного расписания, которого бы ранее не было на АТ. Я не такой фанат расписаний, но это было как-то даже обидно, хоть и говорило о растущей крутизне проекта. А тут по пути в Алатырь – Чамзинка и Атяшево, да и не помнил я, были ли на АТ Ардатов и Алатырь. Оказалось, что были, в Чамзинку мы не заехали, поэтому за всю неделю из совершенно новых расписаний оказалось только Атяшево. Мда, вот разрослись-то.

Сам по себе Саранск, в котором я опять-таки был совсем недолго, оставил крайне благоприятное впечатление. Обязательно попробую снова вернуться.

Меня интересовало, будет ли маршрутка заезжать в неокученную Чамзинку. Оказалось, что нет – и это несмотря на то, что дорога в Ардатов проходит через половину поселка. Чамзинка – приятное на вид село, а вот близлежащий Комсомольский – вполне себе город. Пяти- и девятиэтажные здания, магазины, рынок, церковь – было достаточно неожиданно увидеть этот вполне современный городок посреди Мордовии. Интересно, откуда он такой взялся – надо посмотреть в Интернете. В Комсомольском (в самом дальнем от Чамзинке конце городка) есть автокасса, но мы остановились лишь на несколько секунд – высадить пассажиров. Если когда-то буду в тех краях, скажем, обкатывать автомотрисы, надо будет обязательно посетить и Чамзинку, и Комсомольский.

Вскоре приехали в Атяшево. Атяшево – тоже село, чистое, но особо ничем не выдающееся. Тут водитель сделал остановку аж в пять минут, но этого хватило, чтобы сфотографировать расписание автостанции. Что приятно удивило, всяческие тетки местные только давали мне советы и всячески одобряли мое желание сфотографировать расписание – обычно наоборот только террориста видят. Говорю же, Мордовия – хороший регион.

Ну тут уж и недалеко до Ардатова. Сначала проехали пристанционный поселок. Тут я по идее мог сесть на идущий чуть позади поезд Новороссийск – Казань, но решил не выходить. Как позже оказалось, правильно, ибо поезд вообще шел от Красного Узла до Алатыря без остановок.

Ардатов тоже скорее село, и тоже чистое, патриархальное. Что-то понять за 15 минут пребывания в нем, конечно, сложно, но и особых достопримечательностей там я не заметил. На автостанции обнаружилось, что практически сразу же будет пригородный рейс на Тургенево – по дороге на Алатырь, там уж можно и достопить; и я в него сел.

Тургенево – приятное на вид вытянутое село с двумя церквями и даже железнодорожной веткой, которую я тут встретить не ожидал. Добредя до конца села, я стал стопить и вскоре меня подвезла «Нива» до въезда в Алатырь, однако в сам город она не поехала. Судя по указателю, до центра было еще 4 км, и это было не особо радостно – идти долго, стопить странно. К счастью, тут же с трассы приехал городской ПАЗик, и я в него сел.

На автостанцию ПАЗ не заходил, но мне подсказали, где надо выйти, и я вышел. Опять же, Алатырь я практически не увидел, но это наряду с Саранском одно из тех мест, посещенных мною в этот день, куда мне хочется вернуться.

На автостанции стоял под посадку автобус на Москву, но туда мне не хотелось. Последний автобус в день на Чебоксары ожидался в 17.10, но я отправился на близлежащий вокзал – время еще было. Вокзал, по словам местных, недавно построили, и построили так удачно, что я аж растрогался. Он, реально, очень красивый, уютный, украшенный фигурками поездов, внутри очень чистый и удобный – все для удобства пассажира. А побудила меня дать ему первое место в списке ЖД-вокзалов России детская комната: каждый день сотрудницы вокзала достают из загашников детские игрушки в специально оборудованный уголок вокзала, и дети могут играть сколько захотят. По-моему, очень романтично.

Вот только народу на этом чудо-вокзале не было. Впрочем, учитывая то, что до поезда оставалось 8 минут, это было даже хорошо.

Дальше состоялся следующий диалог с кассиршей:

- Скажите, а поезд на Казань сейчас будет?
- А не знаю, пригородный на Канаш уже ушел.
- Тогда дайте на Казань.
- На что?
- На поезд?
- На какой?
- Который сейчас!

«Пассажирский поезд номер такой-то Новороссийск – Казань прибывает на первую платформу», - объявили по радио. Кассирша тогда уверовала и продала-таки билет.

Из Алатыря уезжать не хотелось, по всему перрону за смешные деньги продавали яблоки и была хорошая погода. Яблоки я купил потом, в Канаше, но самые зеленые и кислые. Как водится.

Неожиданно оказалось, что я еду по той ветке, которую мы все собирались преодолеть на автомотрисах, но никак не собрались до сих пор. Несмотря на однопутность и неэлектрифицированность ее, ехали бодро, за окном была настоящая золотая осень. Эх, жаль я не на АЧ сейчас, - подумал я.

О.п. по дороге было немного. Буинск местный – село-селом, зато я догадался, почему станция на ходу Казань – Ульяновск называется Буа, хоть и находится в более крупном городе Буинске: эта просто раньше построена. А вот Ибреси – на вид довольно большой ПГТ, небезыинтересный.

От рассматривания пейзажей меня отвлекло другое общественно-полезное занятие. В поезде аж из Краснодара в Йошкар-Олу ехали мама с дочкой одного года и мамина сестра. Дочке явно уже надоело кататься в плацкарте, и она всячески возмущалась и хотела выйти. В общем, утихомирить ее удалось только мне – опыт, блин. В итоге я играл роль папы на час, и это оказалось даже забавно – мама девочки перед их выходом в Зеленом Доле грустно протянула: «Вот бы наш папа так с Машей играл».

Помимо утихомиривания ребенка, данная общественная деятельность привела и к другим последствиям. С нами в вагоне ехала группа спортсменов лет 16-20 из Мамадыша, которые отдыхали в Анапе. Их сопровождала приятная девушка лет 23 по имени Эля, которая тоже крутилась около девочки Маши. Эля была того типа, что вроде ничего особо выдающегося нет, но подать себя умеет блистательно, а если еще и не дура, то вообще гремучая смесь. По дороге в Казань мы устроили совещание, как отправлять спортсменов вечером в Мамадыш, я хотел попросить у Эли переписать расписание АС Мамадыш и прислать мне, на что она ответила, что вообще сама из Казани, потом взяла паузу и сказала: «Но ты запиши мой телефон, пиши смс, звони». Человек слаб %), и я его записал, но все же с тех пор не писал и не звонил – ну, на фиг.

В Канаше поезд приняли на 11-й путь, настолько далеко от вокзала, что я даже с учетом стоянки в 23 минуты туда не пошел. Купил, как уже упоминал, кислых яблок, ну а вскоре уже была Казань. ГОНКА УДАЛАСЬ! Казань достигнута с 9.40 до 22.40, затраты не превысили 50 у.е. А удовольствия – море.

На следующий день я беспардонно проспал до 12.30. Пришлось поехать на работу к друзьям отдавать ключ, потом купил билет от Зеленого Дола на Йошкар-Олинский (ы, знал бы, что в этот раз мне суждено в нем сильно отравиться некачественной водой) и пошел в Интернет-центр УНИКСа.

В этот раз до Зеленого Дола я выехал раньше, чем обычно. Электричка шла до Волжска, и я подумал, что если она будет идти быстро, то я успею туда и обратно на автобусе. Но после Зеленого Дола она еле ползла, и я занервничал. К платформе Краснозаринский она подъезжала в 19.54, а с такими темпами… - да еще и я не знал, когда последний автобус. В общем, вышел я в этом Краснозаринском и только прошел метров 20 до шоссе, как на меня выскочил автобус Волжск – Зеленодольск.

Я в него с радостью залез и пошел узнавать у кондукторши из спортивного интереса, так когда же идет последний автобус из Волжска. Оказалось, что в 20.05. По идее, электричка должна была успеть впритык, а если бы не успела? Ждать автобусу ее вроде не надо, так как они идут параллельно друг другу, но в разных направлениях. Обошлись, в общем, без риска.

В Зеленодольске мы приехали на автовокзал. Я переснял расписание, и вскоре уже сел на автобус №1 до ЖД-вокзала. Отпуск заканчивался. Дальнейшее было бы совсем предсказуемо, если бы не некачественная вода в поезде. Она мне не понравилась уже вечером, а с утра я ощутил признаки сильного отравления, что испортило мне два последующих дня. Впрочем, впечатлений от отпуска это, к счастью, не заслонило.

ТМ © Коллектив авторов, 2006.