Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Авторы: Митян Крюков и Валерий Тихонов

Участники: Митян Крюков, Валерий Тихонов

Дата поездки: 27-28 сентября 2003 г.

ОСЕНЬ: ВРЕМЯ ЕЗДИТЬ НА АВТОМОТРИСАХ - 3

Вот и настала осень, а в связи с ней неминуемое и неизбежное решение выдвигаться на штурм ветки Фаянсовая-Брянск. Говорят, что сильные первые впечатления во многом определяют дальнейшее поведение на долгий срок вперед - и действительно, стоило мне пару лет назад золотой осенью проехаться на автомотрисе по линии Калуга-Вязьма, как автомотрисы стали плотно ассоциироваться с осенью. На сей раз мы с Валерой Тихоновым вспомнили отодвинутый в сторону еще прошлой осенью проект проехать по ветке Брянск-Фаянсовая-Вязьма, а после некоторых валериных подсчетов выяснилось, то по новому графику в такую поездку можно влючить еще и Орел.

На форуме КТП мы анонсировать ничего не стали в основном из-за того, что нам надо было обсудить многое, напрямую не относящееся к ТП, да и вряд ли кто-то еще поехал бы в этот раз с нами в любом случае.

Благодаря неусыпным стараниям Саши Галактионова мы легко купили билеты в поезд Санкт-Петербург-Курск, чтобы приехать в Орел в более-менее приемлемое время в 7:15. Встреча была назначена в 1:00 ночи у вагона №4. Никто не опоздал, но нашего поезда еще не было. На первом пути тусовался родной и любимый Горький-Питер, на третьем - почему-то грузовой, который торжественно по этому случаю был сфоткан. Как выяснилось позже, впереди у него были прицеплены три довольно-таки странных пассажирских вагона - на вид - межобластных, расскрашенных в красивый синий цвет.

Вот так мы стояли в час ночи на перроне, шутили, фоткали и болтали, когда с небольшим опозданием пришел наш поезд. Четвертый вагон почему-то оказался первым, мест там было раз-два и обчелся, а забит он был работягами из Орла и Курска, работавшими в Питере и возвращавшимися на выходные домой. Дорогу до Москвы они квасили, к нашему заходу уже спали, а с утра все поголовно мучались от похмелья. Довольно невежливая проводница выделила нам белье, мы немного обсудили грядущую роль All-Transport в мировой революции и пошли на боковую.

Проводница разбудила всех еще в Мценске, но мне, как обычно в поездах, удалось выспаться. В Орел мы прибыли по расписанию.

Вокзал Орла произвел довольно странное впечатление по крайней мере тем, что в кассы тамошние указатели отправляли из здания вокзала в переходной тоннель. После спуска в него выяснилось, что большое и красивое "островное" здание вокзала является своего рода вершиной айсберга, а основная жизнь кипит в "трюме", выходящем на привокзальную площадь. Закупившись билетами на Брянск, мы отправились исследовать город.

В общем-то, заняться исследованиями надо было заранее. Наверное, тогда мы могли бы красиво "уложить" в отведенный нам на пересадку час поездку на автовокзал Орла и переписывание расписаний там. Нужно было сразу сесть на троллейбус, а с автовокзала не пытаться вернуться обратно, а выдвинуться дальше в направлении станции Цон, где и ловить брянскую мотрису.

Однако эта светлая мысль посетила нас как раз на обратном пути к вокзалу, когда я рассуждал о тяжкой доле школьников, то и дело попадавшихся нам навстречу. Почему взрослым положено два выходных дня в неделю, а детям - один? - задвался я риторическим вопросом. Тем более что, по признанию министра образования, для того, чтобы освоить современную школьную программу, нужно сидеть за учебниками 167 часов в неделю. Умножьте 7 (количество дней в этой самой неделе) на 24 (количество часов в сутках) - уверен, получившаяся цифра вас впечатлит.

Еще в городе Орле довольно своеобразный привокзальный рынок. Вообще-то много где встречаются такие торжища, где бабки стоят вдоль тротуара в ряд, а перед ними на ящиках или просто на газетах разложена всякая картошка-морковка. Но тут все торгующие располагались не в один ряд, а в пять-шесть, да еще прямо на проезжей части привокзальной площади. Издали это производило впечатление политической демонстрации, только что знамен не хватало.

Впрочем, не расписаниями едиными (это я про автовокзал), да и на рынке покупать что-либо после неудачного северодвинского эксперимента с клубникой не хотелось. Так что мы вернулись на вокзал, закупившись картой Орла, переписали расписание там (оно ну абсолютно не изменилось). Автомотриса на Брянск отправилась по расписанию, станцию Кромская мы проехали, а на ст. Цон село довольно много народу. Вообще, ст. Цон - довольно интересное место - с одной стороны - трамвайное кольцо, с другой - автозаправка в виде самолета.

До Брянска три часа ехать не то чтобы скучно, но и достопримечательностей там немного. Линия в основном однопутная, кое-где второй путь когда-то был, но станции все в основном действуют, разобранных на этом участке не помню. Народу было немного, выходили в основном на глухих о.п., а не на крупных станциях. Платформы ухожены, даже на завалящих полустанках лежат бетонные плиты и стоят таблички, кое-где даже существуют остановки типа автобусных.

В автомотрисе брянской приписки висела схема всех близлежащих линий, и мы опять подивились на уникальную схему брянского узла, которую дизайнеры нарисовали как два больших круга и один овал. Глядя на это, я еще раз понял, что моя попытка на третьем курсе на лекции соорудить схему Брянского узла, пользуясь только книжечкой раписаний, была обречена на провал.

В Брянск приехали вовремя, причем меня удивило, что о.п. Брянск-Восточный оказался наименее ухоженной станцией на протяжении всей дороги - просто остановка на путях - и все. Задачи, стоявшие за полтора часа пребывания в Брянске, были вроде бы просты - поесть, бегло осмотреть город, зайти на автовокзал, найти туалет. Просты они, однако, были лишь на первый взгляд. Сначала я убил минут 15 на переписывание брянского расписания, хотя если бы голод не мучал меня, я бы наверняка догадался просто его сфоткать, что и сделал потом уже на автовокзале.

Потом мы традиционно загрузились в троллейбус №1 и поехали к центру, причем я последний раз по этому маршруту ехал зимой в 6 утра, и поэтому постоянно ворчал, что мы-де едем не туда. Любопытно, что пол-моста через Десну (вторую половину не достроили) построила какая-то московская контора, вывесив при этом щит "Подарок любимому городу".

- Валера, а ты какой уже раз в Брянске? - спросил я.
- Вообще-то первый,- сказал он с удивлением.

Слава богу, один из моих любимых городов показался и Валере во всей красе. Стало очень тепло, вышло солнце - в общем, лучшая возможная осень. Мы доехали до автовокзала, сфоткали массивное расписание, и поняли, что поезда на Фаянсовую осталось полчаса. Мы совсем уже было отчаялись, но... пройдя 30 метров, мы уткнулись в столовую, феноменально дешевую, а по качеству точно такую же, как родная РАОЕЭСовская :) Более того, там оказался и туалет!
Будь благословенно это место! - дружно решили мы. Но проблемы на этом не закончились. Поели-то мы быстро, но, пока спустились с холма к автобусной остановке, до отправления мотрисы оставалось всего 9 минут.
- Сухиничи, Сухиничи, - мрачно ворчал я, предрекая дальнейшее развитие поездки.

Первой мыслью было поймать маршрутку до Брянска-Орловского. Мысль была в принципе хорошая, мешало только отсутствие маршруток. То есть они были и даже куда-то ездили, но отнюдь не туда, куда нам было нужно. Единственной надеждой был желтый 677-й ЛиАЗ с несчастливым 13 номером (остановка "Набережная", к которой мы спустились, как раз была его конечной), который, подумав минуты полторы, решил-таки поехать. Техническое состояние автобуса было на удивление хорошим, да и шел он весьма резво, и на привокзальной площади мы оказались где-то за минуту до отправления автомотрисы на Фаянсовую.

Она стояла на втором пути, но первый, к счастью, был свободен, и мы-таки успели, спрыгнув с высокой платформы и перескочив через рельсы, забраться внутрь "головы" (точнее, "хвоста"), АЧки ровно за секунду до того, как дверь за нами с шипением захлопнулась.

Дальше мы были ритуально "оштрафованы" мужиком-ревизором, который, взяв с нас двоих 104 рубля за проезд до Фаянсовой, выписал в качестве подтверждения сего факта квитанцию на 126 рублей, из которых 100 составил "собственно штраф", а 26 - оплата проезда по маршруту Брянск - Фаянсовая с 50-процентной студенческой скидкой, которую, согласно квитанции, произвел г-н Иванов. В чем был для ревизора экономический смысл выписки квитанции на большую сумму, чем была от нас получена, так и осталось загадкой.

Мы не стали ее разгадывать, а погрузились в изучение подробной карты Брянской области, которая сделала нашу дальнейшую поездку весьма нескучной. Названия и сами по себе встречались веселые, да и их сочетания были неплохи. Как вам нравятся, например, расположенные неподалеку друг от друга населенные пункты Крутые и Лохово? Или Спартак и Большой Конь? (это, правда, уже Орловская область была). В самом городе Брянске убойными были сочетания конечных и начальных пунктов следования маршруток (благодаря наличию конечной "Самолет").

Митяну показался очень мрачным маршрут "Самолет - Мясокомбинат", на что я (вспомнив ground zero Всемирного торгового центра) заметил, что "Самолет - Новостройка" звучит ненамного веселее. Маршрут "Самолет - Курган Бессмертия" тоже вписывался в этот ряд, да и вообще конечная "Курган Бессмертия" очень неплохо смотрелась рядом с рекламным логотипом "Десяточка", на котором была изображена стрела, воткнувшаяся в центр буквы "О". Из топонимов, которые были хороши "сами по себе", мне очень понравился поселок Сыр, а Митяну - гора Изрытая, от названия которой, по его словам, веяло "философским пессимизмом".

Да, догоняли мотрису мы очень колоритно, жаль, что мне лишь потом пришло в голову, что надо было поставить фотоаппарат на камеру и снимать это как реалити-шоу :)) Так вот, впервые на моей памяти голова автомотрисы (т.е. хвост) была открыта, мы туда залезли, там нас оштрафовали, мы встали у окна и начали фоткать пейзажи. Ехали мы через Мальцевскую (а не через Полпинскую, и такое бывает). До соединения двух линий круга дорога была двухпутная и электрифицированная, потом, разумеется, однопутная и неэлектрифицированная.

Итого: линия Брянск-Фаянсовая мне очень понравилась! Золотая осень, отличные пейзажи, водоемы, мосты, насыпи - мечта для фотостопов, жаль только, мы не могли оказаться и снаружи, и внутри одновременно. В голове автомотрисы можно свободно играть в мини-футбол теннисным мячиком - был бы кворум :)

90% пассажиров вышли почему-то на станции Пунка - видимо, к селу Стеклянная Радица нет никаких автобусов. По ветке из Дятьково на Старь, Ивот и Бытошь судя по всему имеется грузовое движение, в принципе, при случае было бы интересно туда заехать. В Дятьково также любопытен пешеходный мост, который они начали строить, но не закончили, и теперь он стоит в руинах.

В райцентре Людиново сразу три остановочных пункта, причем центральный из них - Вербицкая - находится прямо под автомобильным мостом. На пути до Фаянсовой нет остановок на о.п.Погост и Фаянсовая-Депо, хотя само депо прекрасно видно слева по ходу движения.

В Фаянсовую мы прибыли вовремя. Я было подумал, не эта же автомотриса пойдет в Вязьму, но пошла другая.Дальнейшая дорога на этой "другой" прошла в изучении схемы пригородных участков Смоленской дирекции ФГУП МЖД (это так на схеме написано, более того, на бортах АЧек теперь пишут не "МСК Фаянсовая", а "МСК Смоленская дирекция"!) борьбе со сном и незакрывающимися окнами.

На о.п. 3 км нам встретился единственный проходящий через Фаянсовую ПДС Москва - Брест N75, маршруту которого мы в очередной раз подивились, а потом уже в вяземской трамваине навстречалось много еще чего... Из этого многообразия мне удалось опознать по раскраске лишь поезда Москва - Каунас, Москва - Прага и Москва - Варшава, еще один оказался впоследствии калининградским 149-м (его тоже можно было по РЖД-шной раскраске узнать, но я совсем забыл о том, что он все еще существует), а остальные были бело-голубыми составами БЧ (два брестских, гомельский и полоцкий), плюс еще парочка минских, один из которых вроде как наш...

Когда сидишь в холодной трамваине, а в стеклах видно лишь собственное отражение, золотая осень, которая была за окном всего пару часов назад за окном уютной фаянсовской АЧки с мягкими лавками, начинает ассоциироваться с автомотрисами еще прочнее. Бог даст, свидимся еще с этим милым юго-западным уголком, где пока не кончились необъезженные маршруты по тихим одноколейкам среди желто-багровых лесов. До следующей осени!

ТМ © Коллектив авторов, 2005.