Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Автор: Митян Крюков

Участники: Митян Крюков, Александр Галактионов, Пит, Алим Аджиев, Андрей Оболенский

Дата поездки: 7 июня 2003 г.

CЕКРЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В КУБРИНСК

Идея попасть на узкоколейную ветку Векса – Кубринск начала витать в воздухе еще осенью прошлого года, когда мы с Алимом Аджиевым впервые выбрались на пассажирскую ветку Переславль – Векса – Купань. Будучи тогда далеко не столь осведомленным об узкоколейных делах насущных, как сейчас (спасибо all-transport), я вычитал в интернете, что два раза в неделю поезд от Переславля продлевается до станции Кубринск.

Приехав в Переславль (см. тот отчет), мы узнали от проводницы поезда, что поезда в Кубринск не ходят с февраля 2002 года из-за плохого состояния пути. До Купани мы тогда проехали, но желание попасть на кубринскую ветку становилось все большим.

Не говоря уже, кстати, о том, что в юности над моей кроватью на даче висела карта Ярославской области, а прямо надо мной оказался странный Кубринск с непонятной мне тогда веткой. Так что попасть туда было для меня вопросом чести.

Спустя несколько месяцев мы с Алимом обсуждали эту тему в ICQ, и совместными усилиями придумали, как казалось тогда, бредовую вещь – написать Дмитрию Сутягину, которого немного знал Алим и который хорошо общался с переславскими музейщиками, с предложением организовать экспедицию КТП на Кубринскую ветку. Письмо мы составляли, как говорит Алим, «политически грамотно»: в зависимости от настроения Дмитрия Сутягина и/или музейщиков, мы готовы были взять на себя все расходы по экспедиции, либо предоставить им какую-то интересующую их информацию, либо что-то еще.

Не стоило, к сожалению, и забывать о том, что на одном из праздников в Переславском музее некоторые члены КТП своими действиями вызвали раздражение хозяев, поэтому в итоге все свелось к тому, что состав участников поездки будет сильно ограничен и фильтрован.

Дмитрий Сутягин (спасибо!) отреагировал быстро, переслав письмо директору музея Сергею Дорожкову. Сергей тоже не заставил себя ждать, и спустя несколько дней во время его визита в Москву мы с ним встретились. Ожидая увидеть солидного человека, которого придется долго убеждать в том, что мы не опасны, мы были удивлены, когда увидели Сергея – он оказался не намного старше нас. Как выяснилось, Сергей умеет моментально располагать себе людей, и общение наше пошло как по маслу.

В итоге все оказалось как нельзя лучше для нас и как нельзя хуже для Кубринской ветки. По словам Сергея, этим летом ветку начнут разбирать, потому что у музея нет сил платить огромный налог на владение этой веткой, а каким-то образом получать из нее прибыль возможным не представляется. Другие дела музея я в этом вопросе затрагивать не буду, не наше это дело. Так вот, перед разборкой сотрудникам музея все равно предстоит сделать 4-5 рейсов по ней, и в принципе им не будет сложно захватить в один из них кого-то из КТП. По мнению Сергея, однако, состояние Кубринской ветки критике не поддается, и при проезде по ней мы обязательно столкнемся с проблемами.

Приблизительная дата поездки была определена на середину-конец мая, но потом связь что-то прервалась. Я ворчал на Алима, что это он напугал директора своими рассказами про попытки несанкционированно сфоткать ж/д в Ставропольском крае, но в итоге выяснилось, что Сергей просто был занят. В начале июня мы созвонились вновь, и после переговоров и совещаний была определена дата поездки – суббота, 7 июня – и ее участники – Алим Аджиев, Пит aka Durga, Андрей Оболенский, Митян и Саша Галактионов. Фактически первый состав КТП плюс я вместо Севы, который не смог на сей раз вырваться.

По иронии судьбы, другие члены КТП в этот день пировали по поводу дня рождения Сергея Кройтора, что периодически вызывало ироничные комментарии типа: «Ну, кому-то узкоколейки, а кому-то выпить надо…»

Я на встречу в 7:30 у метро Новогиреево я опоздал, но, как выяснилось, Саша Галактионов на машине опоздал еще больше. Риск не успеть к назначенному времени в музей исчез, когда выяснилось, что мытищинский мост как раз на днях открыли, и мы всюду успели вовремя.

В музее нас уже ждали – Сергей Дорожков сказал, что мы отправимся где-то через час. Пока же он напоил нас чаем, и во время чаепития все разговоры были, конечно же, на узкоколейную тему.

Выяснилось три интересных и неизвестных мне вещи. Во-первых, в музее живет очень милая енотовидная собака, которая используется помимо всего прочего для удобрения примузейного участка – когда собака удобрит очередную часть огорода, клетку с ней переставляют в другое место. Собаки почему-то опасался Саша, все спрашивавший, не бешеная ли она.

Во-вторых, по словам Сергея, в 1950-1960-х годах, оказывается, был план связать все ветки вокруг Москвы в узкоколейное кольцо. Это был весьма и весьма реально – промежутки между системами действительно были очень небольшими, не считая, пожалуй, юго-запада. Но что-то такая не идея не осуществилась, а было бы любопытно…

В-третьих, поезд Переславль-Купань в данный момент не ходит из-за плохого состояния пути, и будет ли ходит впредь – выяснится на совещании с руководителями района. По мнению Сергея, скорее будет, чем нет. Пока же взамен по выходным ходит туристический поезд Векса – Талицы. Депо же Векса, кстати, прекратило свое существование.

Сергей Дорожков решил, что на Кубринск ничего, кроме дрезины с прицепом не пройдет – так что сначала мы выкатили из депо дрезину, а потом перенесли куда нужно прицеп. Я, правда, предложил ехать на дрезине со скамеечкой, которая передвигалась при вращении руками некого рычага, но было решено, что даже вшестером у нас не хватит сил.

В итоге в поездку отправились мы пятеро, машинист дрезины по имени Андрей и человек, который будет руководить разбором дороги, по имени, по-моему, Александр. За всю дорогу он проронил фраз 5-6, только молчал и курил, зато у нас периодически возникали мысли: «Один легкий пинок и дорогу разбирать будет некому» :)

Я сел на переднее «посадочное место» в дрезине, и первые три километра до развилки на Кубринск, которые Андрей прошел на большой скорости, показались мне довольно стремными – лучше, чем всякие американские горки. Дрезину трясло и подкидывало, и я даже не мог себе позволить вытащить фотоаппарат.

После развилки мы поехали прицепом вперед, и стрематься пришлось уже Саше Галактионову и Андрею Оболенскому. Несмотря на то, что, по словам Сергея Дорожкова, на эту ветку никто не ездил как минимум год и состояние путей неизвестно никому, машинист Андрей гнал дрезину весьма быстро, причем спереди рельс не было видно вообще, а сам он сидел сзади четырех пассажиров.

Но он оказался прав! Состояние путей на ветке ОЧЕНЬ приличное для российских узкоколеек начала 2003 века, лучше, чем в Рязановке и примерно такое же, как в Туме. Да и Андрей, как оказалось, это знал, добравшись недавно на дрезине до места перед Кубринском.

Единственный «спорный» момент – мосты. Первый лет пять назад рухнул, подмытый полутораметровым водопадом, и вместо опоры для него был поставлен пассажирский вагон. Во втором случае – из длинного бетонного моста перед самим Кубринском выпало несколько деревянных опор, и кое-где рельс висел вроде как над рекой. Но это было очень далеко от известных фоток торчащих в разные стороны путей - тут рельсы стояли вполне надежно. По мнению Андрея Оболенского, по всей этой ветке относительно без проблем пройдет любой тепловоз музея.

А вот «зеленый» ландшафт ветки, конечно, был очень запоминающимся. Впереди на метр не было видно рельс, а сзади все уже просматривалось лучше, потому что дрезина очень хорошо выполняла функции газонокосилки. К тому же по курсу на рельсах постоянно возникали ветки и деревья. Всем приходилось искать способы увернуться. Как ни странно, обошлось без травм – лишь на пути в Кубринск Алим столкнулся с деревом, и половина дерева осталась в руках у Алима, а на обратном пути впереди сидящие так раскачали толстенную ветку по синусоиде, что она опустилась сверху точно мне на голову.

На самом деле это удовольствие словами не опишешь – очевидно, что это была одна из лучших поездок КТП. До Кубринска «поезд» шел примерно полтора часа. Карта Ярославской области оказалась права – на ветке раньше было две станции, одна из них даже с треугольником, но сейчас от одной остался лишь фундамент станционного здания, а на месте второй – пару жилых домов.

В Кубринске после моста мы проехали еще где-то километр и доехали до бывшей станции. Андрей дал нам 20-25 минут на осмотр окрестностей. В Кубринске начинается своя местная узкоколейная система, которая довольно успешно продает торф Московской области. Действительно, на тех путях, которые мы успели посмотреть, накат был, но движения в субботу не наблюдалось. Большой полигон депо выглядел очень запущенно – из интересного был замечен один пассажирский вагон, на котором, видимо, возят рабочих на торфоразработки, и рельсы, уходящие в какое-то здание под углом градусов 35 вверх.

Пит решил ехать к себе на дачу на автобусе, но расписание автобусов в Кубринске было неведомо даже местным, и Пит уехал автостопом. Судьба его пока неизвестна :)

Назад мы ехали с несколькими фотостопами, которые меня не могли интересовать, поскольку я давно уже снял все кадры, стер, переснял, снова стер и снова переснял. Я включил плейер и наслаждался скоростью – в таких случаях рекомендую песню «Аукцыона» «Осколки» :)

Фотостопы, однако, доконали дрезину. Примерно с половины пути она заводилась все сложнее и сложнее, а где-то за километр до музея она впервые отказалась заводиться совсем. Мы бодро разогнали ее, и с ходу дрезина, непривычная к такой нагрузке, завелась. На стрелке к музею мотор окончательно перегрелся. Никакие попытки починить его не помогали, и большое стечение комаров заставило нас принять решение толкать три километра состав пешком.

Протолкали мы его метров 300 (удовольствие огромное!), а потом дрезина вопреки всем ожиданиям завелась. Это застало врасплох Сашу Галактионова, который о чем-то задумался и немного отстал. Сложилась щекотливая ситуация – тормозить было нельзя, иначе уже точно мотор не завелся бы, а Сашу бросать было тоже нельзя. В итоге после приложения некоторых усилий он дрезину догнал – жаль, никто не успел этого сфоткать :)

В итоге мы триумфально въехали в музей примерно в 15:45, распугивая пришедших посетителей, а вскоре уже ехали домой в Москву, заехав в Переславль для подкрепления местными пирожками и переписывания расписания автовокзала.

Спасибо Сергею Дорожкову за огромную помощь и Саше Галактионову за автомобильную поддержку! КТП форева )

Комментарий Пита:

Расставшись с остальными участниками, я отправился вдоль по линии УЖД, в надежде дойти до переезда ее с трассой из Кубринска. Однако вспомнил, что хотел оценить автостопные возможности трассы - пройдя некоторое расстояние, я вышел на трассу, которая оказалась сильно изъезженной песчанно - грунтовой дорогой.

Я уже начал было думать, что делать в такой ситуации - наверняка автобус здесь не ходит, но почти сразу увидел вымазанный грязью УАзик, который благополучно застопил, попросив довезти до трассы Загорск-Калязин. Мужик сказал, что довезет до разработок, а там посадит на машину. Когда мы доехали до станции погрузки торфа, дорога была в состоянии ужасном, а вот увидеть такое напряжение труда на торфоразработках я не ожидал.

Несмотря на выходной день, на дороге вереницей стояло наверное более двадцати КАМАЗов, ожидая погрузки и меся грязь. Я сел на первую же машину. Ехали не очень быстро - на дороге приходилось ждать когда то какую - нибудь Газель вытащат, то еще чего-то. Тут же крутился гусеничный трактор для вытаскивания.

Выяснилось, что торф возится по ужд с разработок, и отправляют в Москву с целью озеленения - так что ясно, ооткуда берется торф, которым массово засыпают сейчас газоны. Такое вот интересное развитие умирающей торфяной области.

На загорской трассе я еще проехал автостопом методом Кротова, выяснив, что ездить так можно и без проблем.

ТМ © Коллектив авторов, 2005.