Сайт "Транспортная Мозаика"

Участники: Олег Скрябин, Андрей Оболенский, Пит, Алим Аджиев

Дата поездки: 6 октября 2001

СЕМАФОРЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ - Версия Олега Скрябина

6.Х.2001 состоялось очередная поездка в рамках Клуба транспортных путешественников на семафорный участок Кувшиново – Соблаго Октябрьской ж.д.

МОСКВА, 6.Х.01, 05.00

Началось наше путешествие ранним утром 6.Х.01, когда в 5.00 мы вышли к месту встречи с Петей на ул. Бестужевых. Но Петя все не появлялся, и в голову стали приходить разные мысли, начиная с того, что у Пети могла не завестись машина и кончая тем, что он вдруг совсем передумал, а дозвониться нам не может, т.к. мы уже на улице. Какова же была наша радость, когда в 5.30 показался знакомый УАЗик. Сев в машину, мы отправились в путь.

МОСКВА – КУВШИНОВО

Наш путь проходил сначала по МКАД, а затем по Ленинградскому шоссе через Тверь до города Торжок. В Торжке мы свернули с трассы Е-95 (М-10) Москва – Санкт-Петербург на автодорогу Торжок – Осташков, по которой доехали до города Кувшиново. По пути нас 2 раза останавливала милиция: в первый раз – проверили документы, а во второй раз – оштрафовали за превышение скорости – нам нужно было успеть в Ранцево (это ближайшая станция, где есть семафоры) к прибытию пригородного поезда Торжок – Осташков.

КУВШИНОВО, 6.Х.01, 10.20

Кувшиново – небольшой провинциальный город. Проехав по его улицам, мы выехали к вокзалу, где увидели наш пригородный поезд, который мы хотели фотографировать в Ранцево около семафора. Он стоял у пассажирского перрона и сажал людей. Сам пригородный поезд состоит из одного пассажирского и одного хлебного вагонов. Пассажирский служит для перевозки людей, а хлебный - торгует хлебом, так как на большинстве остановок в населенных пунктах нет ни магазинов, ни автомобильных дорог, а есть только железная дорога, которая обеспечивает жизнь населения в этих поселках.

КУВШИНОВО – РАНЦЕВО

Увидев, что наш поезд стоит у платформы, мы быстро поехали к станции Ранцево, правда, немного заплутали по пути, но потом все же выехали на нужную нам проселочную дорогу (кстати, обозначенную на карте как дорогу с асфальтовым покрытием).

Местные проселочные дороги, как из Кувшиново в Ранцево, так и от трассы Торжок – Осташков в Селижарово и лесная дорога Селижарово – Скакулино, оказались в плохом состоянии, но надо отдать должное мастерству Пита, который вел машину по этим дорогам весьма грамотно. По пути в Ранцево на карте мы обнаружили узкоколейку, что подтверждала насыпь справа от автодороги, и мы решили посетить ее на обратном пути.

РАНЦЕВО, 6.Х.01, 10.45

Подъезжая к станции Ранцево, мы за забором увидели заветный семафор. Он был открыт на одно крыло – на станции уже был готов маршрут для пригородного поезда Торжок – Осташков на главный путь станции. Мы сфотографировали его со всех сторон и стали ждать поезда, который немного опоздал. Сняв поезд вместе с семафором, мы стали ждать, когда семафор закроют, но его почему то не спешили закрывать.

Подождав минут двадцать, мы стали думать: может быть, семафор и вовсе не будут закрывать, или он вообще не работает… Но все оказалось гораздо проще – так как следующий поезд Москва – Осташков идет в том же направлении, что и пригородный, то семафор не закрывают, а как выяснилось позже, между пригородным и дальним пропустили еще «чмошник» (и таким образом, все три поезда следовали в одном направлении – к станции Селижарово).

Так и не дождавшись закрытия семафора, мы пошли на станцию. Станция Ранцево имеет 2 пути, остальные разобраны, между первым главным путем и вокзалом – боковой пассажирский перрон. Мы сняли вокзал Ранцево и пошли в другую горловину станции – там тоже был семафор, сфотографировав который, мы вернулись на станцию.

В этот момент к станции прибыл «чмошник», который мы тоже сфотографировали, а потом еще сфотографировали момент передачи жезла на право занятия перегона (на этом участке действует жезловая система) – помощник машиниста сдал дежурному по станции жезл Кувшиново – Ранцево, а дежурный выдал ему жезл на занятие следующего перегона Ранцево – Селижарово.

Сразу после передачи жезлов к нам подошла женщина средних лет и стала расспрашивать кто мы такие, откуда, что фотографируем. Она оказалась начальником станции, и, узнав, что мы просто любители железных дорог и снимаем для себя, повела нас в дежурку, где установлен жезловый аппарат, куда вкладываются жезлы; и мы все это сфотографировали. Она же рассказала нам, что станции Ранцево и Скакулино скоро будут закрыты, и на участке Кувшиново – Соблаго останется только станция Селижарово. Сейчас же станция Ранцево активно используется, так как часто происходит скрещение встречных поездов. Все семафоры и прожекторные светофоры работают.

Обслуживают станцию 4 человека – начальник станции и трое дежурных. Режим работы односменный, с 8 до 20 часов. К ноябрю-декабрю планируется сокращение (хотя куда уж там сокращать).

РАНЦЕВО – СЕЛИЖАРОВО

Посетив и осмотрев станцию Ранцево, мы было отправились на станцию Селижарово, но по пути решили посетить местную узкоколейку, которая находится неподалеку от Ранцево. Здесь машина Пита чуть не сползла в кювет, но все обошлось и мы продолжили наше путешествие. Подъехав к узкоколейке, мы обнаружили станцию Торфяная, имеющую 4 пути, на одном из которых были установлены вагонные весы.

Дежурная по станции сразу заинтересовалась нашим визитом, но, узнав, что любители узкоколейных ж.д. и прочего ж.д. транспорта сказала, что скоро должен прибыть узкоколейный ж.д. состав с торфом. Вообще это торфовозная узкоколейка, обслуживающая торфяную ТЭЦ в Кувшиново (по ней возят торф с торфоразработок на ТЭЦ).
Есть и пассажирское движение – один вагон возит рабочих: утром туда, вечером обратно на участке станция Торфяная – торфоразработки (название населенного пункта, где ведутся торфоразработки, не помню). На участке Торфяная – Кувшиново пассажирского движения нет.

За ст. Торфяная нами был обнаружен треугольник. Также от ст. Торфяная идет примыкание в узкоколейное депо.
Осмотрев и засняв ст. Торфяная и торфовозный состав мы в быстром темпе (т.к. уже было много времени, а ехать еще было далековато) помчались в Селижарово. Доехав до Кувшиново мы вновь выехали на автодорогу Торжок – Осташков и поехали по ней дальше, до поворота на Селижарово. После поворота дорога стала грунтовой (по большей части песчаной), а асфальт начался только ближе к Селижарово – местному райцентру.

СЕЛИЖАРОВО, 6.Х.01, 15.00

Город Селижарово оказался довольно крупным районным центром с большим каменным вокзалом и крупной станцией (станция имеет ~ 5 путей, у ближнего к вокзалу есть боковой пассажирский перрон). Выйдя из машины, мы с Андреем поспешили к входному семафору, а Пит с Алимом поехали туда на машине, в объезд. Входной семафор уже должен был быть открыт для поезда Москва – Осташков, но в реальности он был закрыт (поезд опаздывал). Мы настроили объективы и стали ждать, когда его откроют, что и было сделано через некоторое время. Открытие и закрытие семафора осуществляется посредством гибких тяг, натянутых вдоль ж.д. линии от стрелочного поста, находящегося в ближайшей к семафору горловине станции.

Семафор открыли сразу на 2 крыла – т.к. маршрут был заготовлен на боковой путь к пассажирскому перрону. Все стрелки на этом участке ручные. Вскоре показался поезд Москва – Осташков, который мы сфотографировали на фоне семафора. После прохода поезда семафор закрыли.

Затем мы помчались по путям к месту, где оставили машину, а сев в нее, понеслись в другую горловину станции, чтобы сфотографировать и снять на камеру, как поезд проходит мимо другого семафора станции. Мы успели!

СЕЛИЖАРОВО – СКАКУЛИНО

После этого мы вернулись к вокзалу ст. Селижарово, сфотографировались на фоне вокзала, изучили расписание и стали думать: как ехать на ст. Скакулино. Проблема была в том, что кроме, как по полевым и лесным дорогам, подъехать к этой станции со стороны Селижарово невозможно. Найдя на карте примерный поворот на лесную проселочную дорогу мы свернули на нее, и после недолгих поисков мы наконец увидели полотно железной дороги, входной семафор ст. Скакулино со стороны Селижарово и ж.д. мост через реку Волгу (для меня было несколько неожиданным увидеть Волгу такой неширокой, поскольку там, где я ее видел (Нижний Новгород, Ярославль, Кострома, Волгоград) это была действительно Великая русская река!).

СКАКУЛИНО, 6.Х.01, 17.30

Первым делом мы сходили на мост и сфотографировали с него Волгу и входной семафор на ст. Скакулино со стороны ст. Селижарово, а потом направились в противоположную горловину станции, так как пригородный поезд, которого мы ждали, шел со стороны ст. Соблаго. В другой горловине ст. Скакулино нами было обнаружено примыкание с семафором (однокрылым). Дождавшись пригородного поезда Осташков – Торжок, мы сфотографировали его с семафором и вернулись обратно к дежурке, где сфотографировали станцию и магазин. Ст. Скакулино имеет два пути (третий разобран) и островную пассажирскую платформу между ними. Кстати, это единственная станция, где могут скрещиваться 2 пассажирских поезда, и, может быть, она и была построена для этих целей.

СКАКУЛИНО – МОСКВА

После осмотра станции мы поспешили к машине, т.к. время было уже позднее (19.10), а ехать до Москвы было еще довольно далеко (около 6 часов). На обратном пути мы все периодически клевали носом, пытаясь не уснуть, а Пит мужественно вел машину. В Москву мы въехали в 1.10 ночи, а к дому Андрея подъехали в 1.30 ночи.

РАСПИСАНИЯ (по состоянию на 06.Х.01)

На участке Кувшиново – Соблаго курсируют следующие поезда:

пригородные:
6503 Торжок – Осташков (по четным)
6504 Осташков - Торжок (по четным)

дальние:
603 Москва Окт – Осташков (по четным)
604 Осташков - Москва Окт (по нечетным)

Расписание дано в следующей форме:

первый столбец – время прибытия
второй столбец – время стоянки
третий столбец – время отправления
четвертый столбец - №, место отправления и назначения поезда

Расписание по ст. КУВШИНОВО

приб.|ст.|отпр.| №, место отправления и назначения поезда
10.22 03 10.25 6503 Торжок – Осташков (по четным)
13.20 05 13.25 603 Москва Окт – Осташков (по четным)
19.47 02 19.49 6504 Осташков - Торжок (по четным)
16.31 04 16.35 604 Осташков - Москва Окт (по нечетным)

Расписание по ст. РАНЦЕВО

приб.|ст.|отпр.| №, место отправления и назначения поезда
10.46 01 10.47 6503 Торжок – Осташков (по четным)
13.47 01 13.48 603 Москва Окт – Осташков (по четным)
19.25 01 19.26 6504 Осташков - Торжок (по четным)
16.10 01 16.11 604 Осташков - Москва Окт (по нечетным)

Расписание по ст. СЕЛИЖАРОВО

приб.|ст.|отпр.| №, место отправления и назначения поезда
11.58 03 12.01 6503 Торжок – Осташков (по четным)
15.43 09 15.52 603 Москва Окт – Осташков (по четным)
18.12 02 18.14 6504 Осташков - Торжок (по четным)
15.08 02 15.10 604 Осташков - Москва Окт (по нечетным)

ЭПИЛОГ

Сигнализация на ж.д. с помощью семафоров осуществляется следующим образом:
1. если верхнее крыло семафора расположено горизонтально, а нижнее вертикально – сигнал закрыт;
2. если верхнее крыло семафора поднято под углом 45 градусов, а нижнее расположено вертикально – прием поезда на главный путь;
3. если верхнее крыло семафора поднято под углом 45 градусов, а нижнее параллельно ему – прием поезда на боковой путь.

Как это не грустно, но ст. Скакулино и ст. Ранцево планируется закрыть, как и многие другие станции, закрытые раньше на этом участке. Таким образом, на участке Кувшиново – Соблаго останется лишь одна станция с семафорами – ст. Селижарово и только на ней будет возможно скрещение встречных поездов.
Автор выражает огромную благодарность Андрею Оболенскому за оказанное гостеприимство, теплый прием и организацию нашего путешествия, а также Питу за то, что он возил нас с 5.00 утра до 1.30 ночи (с небольшими перерывами).

Вторую версию рассказа о поездке читайте от Алима Аджиева!

ТМ © Коллектив авторов, 2005.