Сайт "Транспортная Мозаика"
РАССКАЗЫ КТП

Авторы: Олег Скрябин, Игорь Лапшов, Всеволод С. Путник

Участники: Олег Скрябин, Игорь Лапшов, Всеволод С. Путник, Андрей Оболенский, Алим Аджиев.

Дата поездки: 22 сентября 2001

РЕШЕТНИКОВО - ВЫСОКОВСК

22.IX.2001 состоялось очередная поездка КТП на узкоколейку Решетниково – Саньково (вернее то, что от нее осталось), и в город Высоковск, который интересен тем, что от него идет ж.д. ветка до станции Клин, по которой когда-то даже было пассажирское движение.

Рассказывает Всеволод Путник:

Итак, 22 сентября. Я первым сел в электричку ещё в Ховрино, причем когда она шла в Москву. На Рижской в первый вагон сел Олег Скрябин, но толпа в дверях его дальше тамбура не пустила. На вокзале нашу электричку встречала толпа дачников, но Олег проскочил-таки ранее их в вагон и увидел меня. Вагон опустел на секунду и с криками народ ввалился. Мы сели слева (от Москвы), на самой последней лавочке. Постепенно все места занялись людьми, к нам никто более не подошел (мы держали до последнего дваместа), и даже появились стоящие (ещё в Москве).

В 7.34 (вместо 7.30) мы отправились. На Петровско-Разумовской пришёл (точнее пролез) Андрей (последний тамбур был "забит", он лез с переднего через весь вагон) и пожаловался, что ему не заняли место. Посреди пути я его посадил на своё, а сам встал, благо с Петровки уже насиделся :-) В Клину сели ревизоры. А вот и Решетниково - электричка опоздала минут на 15-20. Выходим на свежий воздух. Тут же видим спешащего к нам Алима (Ура, нас уже четверо!). Стоим в конце платформы - уже скоро пройдет поезд Москва-Осташков. Народ рассосался, и мы увидели идущего к нам Игоря Лапшова, чему несказанно обрадовались, так как в этих местах ранее бывал только он - ему досталась своего рода роль гида.

Москва-Осташков тоже опоздал, минут на 5. Андрей нас сфоткал на его фоне, поезд остановился на нашей высокой платформе, но к нам никто не пришёл. Мы двинули вперед. Поезд отправился, но спереди бежал человек и кричал "Подождите!". В середине поезда последняя дверь ещё не закрылась, но проводница и какой-то мужик (начальник?) рассуждали: "Закрывать? Или подождем?". Не закрыли, и дядька чудомвскочил в уже набиравший скорость поезд, крича при этом "До Селижарово мне надо".

Мы пошли на вокзал смотреть отмены электричек, тут навстречу нам пришла электричка Тверь-Москва. Когда она ушла, и народ разошелся, мы с Олегом сфоткали вокзал и пошли все вместе в поселок. Алим сообщил, что ему срочно надо купить фотоплёнку к фотоаппарату, а также телеграмму отбить куда-то... Мы удивились ("А какие ещё дела ты в Решетниково оставил?"). Он спросил у прохожего и ему посоветовали за плёнкой сходить на почту, что все его дела объединяло. Он побежал вперед нас искать эту почту, что оказалось не так просто...

Игорь же направился в конец поселка смотреть расписания автобусов. Мы периодически видели среди зелени Алима, перебегающего от одного здания к другому. Наконец он появился довольный и сказал, что нашел почту и выполнил оба своих желания. Мы обрадовались и свернули с основной улицы влево. На одном из гаражей красовался герб СССР с почтового вагона. В конце улицы уперлись в гаражи. Обойдя их увидели... Ура, узкоколейка!!! Пути были некатанные, местами заросли травой, а в одном месте под путями полотно было разрыто (воронка) и они просто висели в воздухе, а рядом на рельсах лежала промасленная куртка...

Мы пошли по путям и увидели Игоря, после чего подошли к депо. Двери его были закрыты, рядом валялась груда металлолома в виде остатков вагонов и тепловоза ТУ4 (кабина), также рядом были остатки тракторов ДТ75. Мы с Алимом немного побродили среди этого металлолома, а остальные стали пытаться снять табличку со струга (снегоочистителя). Табличка уже была погнутая, поэтому её легко отковыряли подручной железякой (получилось две "полутаблички"). Пошли дальше. У переезда, точнее, перехода, стояли два грузовых вагона для торфа. Андрей заинтересовался их табличками, и они с Алимом стали уголком их пытаться отрывать. Тщетно! Они делали все это с сильным стуком , поэтому остальные стали шутить, что, мол, приехала ремонтная бригада и стала чинить вагоны.

В итоге они свою затею бросили, и мы двинули дальше. Чем дальше мы шли по путям, тем сильнее эти пути заросли травой, которая была весьма мокрая из-за росы. Постепенно наши ноги намокли, но настрой путешественников был "идти до победного", так что это обстоятельство нас не смутило. Дошли до "треугольника" (разветвления) на Туркмен и Саньково (Дувку). Там стояли два путеукладчика, причем на разных "гранях" треугольника, из них один наклонился набок на 45 градусов. Мы это дело сфоткали и пошли далее в сторону Саньково (На Туркмен идти не захотелось - по путям было ясно, что уже тут давно ничего вообще не ходило).

Постепенно дорога вошла в настоящий лес - деревья с обеих сторон скрыли узкоколейку от окружающего мира. Местами рельсов не было видно, но они угадывались на ощупь ногами. Трава поднялась почти до пояса, но все неуклонно шли вперед. Наконец добрались до пересечения с новой автодорогой (на некоторых старых картах Подмосковья её нет).
Рядом стояли трактора, которые добывают торф (ясно, что теперь торф возят по автодороге, а ж.д. загнулась...).
После марш-броска по траве в тени мы были рады пойти по автодороге в направлении Высоковска: идти было несравнимо легче и теплее - да и высохнуть хотелось…

Рассказывает Олег Скрябин:

ФРЕЗОЦЕХ - САНЬКОВО (ДУВКА)

Пройдя некоторое расстояние от Фрезоцеха (это как раз то место, где поворачивала узкоколейка и где сейчас она упирается в автодорогу, на которую мы и вышли) по автодороге мы увидели вдалеке деревню Саньково (Дувка), но там, к сожалению (как и вдоль дороги) никаких следов узкоколейки обнаружено не было.

Само Саньково оказалось небольшой деревней. По словам участников путешествия, автодорог здесь раньше не было и добраться можно было только по узкоколейке. Теперь же, благодаря "прогрессу", сюда ходит рейсовый автобус.

САНЬКОВО - ВЫСОКОВСК

Миновав Саньково и сфотографировавшись на фоне отметки нулевого километра, мы двинулись дальше, в сторону Высоковска. Погода была хорошая, солнечная, и идти пешком было одно удовольствие. По мере нашего приближения к Высоковску грунтовая песчаная дорога сменилась асфальтовой, слева от дороги остались сады, а через некоторое время мы вошли в небольшой поселок (если не ошибаюсь, то Масюгино), где в местном магазинчике мы купили мороженое - практически неизменный спутник всех наших поездок в теплое время года. Также в поселке оказалась колонка с водой, которая была нам весьма кстати - мы умылись, помыли руки и пополнили свои, уже частично выпитые, запасы воды.

Пройдя еще немного от поселка, мы вышли на перекресток: дорога налево пошла в Клин, направо в какие-то окрестные деревни, а мы пошли прямо - в город Высоковск, который уже виднелся впереди на пригорке.

Рассказывает Всеволод Путник:

Небольшое отступление: момент выхода с узкоколейки на автодорогу. Некоторые путешественники имеют странную привычку брать с собой карты ;-). Нет, не те, в которых хорошо Фукс из "Капитана Врунгеля" разбирался, а карты-атласы. Так вот, в этот раз трое из пяти имели карты: я взял старый атлас Подмосковья (2 км, 1992) и ксерокс страницы из нового атласа, Алим - новый атлас и распечатку 1-км "военной" карты из Интернета, а Игорь принес новый 1-км атлас Подмосковья (такой я месяц назад видел в "Олимпийском" по цене 120-130 рублей размеры его - как у "Атласа Автодорог СССР"). И все атласы давали абсолютно разные данные! Мы долго прикидывали, какому верить… Ближе всех к истине, вроде, оказался новый атлас Подмосковья.

Замаячили силуэты Высоковска. Мы почему-то ушли левее станции и долго удивлялись отсутствию станции и ж.д. вообще, но потом сориентировались и вышли туда, куда нужно. Станция была пуста, вокзал одиноко встречал путешественников. Пути были накатаны, и тут мы увидели тепловоз в сторонке! Решили сфотографировать вокзал и идти к тепловозу. Но пока фотографировали вокзал, тепловоз... уехал вместе с вагонами в Клин. Алим, как самый уставший (он стоя ехал более 1,5 часа в электричке, а потом мы шли без привалов), сел на рельсы отдохнуть, предложив устроить "дружеский обед". Остальные решили, что кушать в этом месте (на станции) "не круто" и решили обед устроить на дороге в лесу.

Мы пошли в сторону Клина, справа от нас шла автодорога. Светофоры не работали. На выходе в лес увидели слева от ж.д. красивый домик путейцев (очень старый, но по-прежнему жилой. Раньше в нем жили путевые обходчики линии, кто сейчас - неизвестно). Сфотографировали домик, и, отойдя немного в лес, устроили привал с обедом. После обеда Игорь сообщил, что, если он не успеет за 40 минут на электричку в Конаково, то потом будет иметь большие проблемы, поэтому он попрощался и ушел на остановку автобуса на Клин, а мы вчетвером продолжили путь.

По пути видели Борисовский переезд, встретили мост через реку, который сфотографировали. Постепенно дорога вывела нас к Клину. "Куда ни кинь - всюду Клин", - шутили довольные и немного уставшие путешественники. Дойдя до депо, мы увидели кучу разбитых локомотивов (ТЭ3 уже нет, но ТГМ4-039, ТГМ23 остатки валяются). Алим залез в кабину одного из "остатков", мы посмотрели со стороны. Потом увидели действующий ТЭМ2у (кажется, это он от нас "удрал" в Высоковске) у депо и несколько экземпляров путейской техники у переезда.

Мы попали как раз на электричку Тверь - Москва (Клин - Москва шла только минут через 40). Электричка пришла довольно набитая, но в Подсолнечной трое путешественников уже заняли освободившиеся сиденья... и только Алим продолжал "ставить рекорды стояния" - почти полсуток на ногах!!! Слава ему, тем более, что и просто 30-километровый поход стал его личным рекордом (в один день). В Крюково народ стал вылезать. Так Алиму не удалось достоять до Москвы.

Рассказывает Игорь Лапшов:

Так уж получилось, что я отдельно начинал этот поход и отдельно его закончил, потому как начальным и конечным пунктом у меня был мой дом в Конакове (в 5 км от станции). Итак, проснулся я в 6.15, поел на скорую руку, взял с собой бутыль минералки и полкило пряников (обычная моя еда во время путешествий). Вышел в 6.45 (электричка уходила в 7.32).

Пройдя полдороги, я решил свернуть на конечную остановку ГРЭС, где расстаться с 5 рублями, но доехать до станции за 5 минут на ПАЗике. Однако за 5 минут пройти 300 метров я не успел, потому как дорожка за последние годы из-за протекающего и не ремонтирующегося трубопровода превратилась в сплошное болото. Итак, даже задницы автобусной я не увидел, пришлось и дальше идти пешком.

Но вот навстречу едет следующий ПАЗик. На ближайшей остановке он меня догнал и подвёз примерно 1 км (за 5 р. естественно). В 7.30 выпрыгиваю на автостанции, от неё отруливает уразовский автобус, а к платформе подъезжает электричка. Опять собака на 10 минут опоздала, а автобус как всегда её не подождал…

Хорошо, что у меня есть 10 минут времени, пока бригада перейдёт из кабины в кабину. Влезаю в вагон, народу много, сидячее место нахожу не сразу (состав, как водится, 8-вагонный). Уезжаем в 7.41 вместо 7.32. Перед самым Решетом приходят контролёры. Решаю не вылезать в Решете (там пришлось бы сидеть около часа плюс опоздание семичасовой электрички из Москвы), а ехать в Клин. Поэтому выдаю им десятку и благополучно доезжаю до Клина, успеваю пробежаться на автостанцию и переписать последние изменения расписания автобусов. Возвращаюсь назад, попутно замечая контролёров у хвостового вагона. Значит, мне в голову, ибо свидание с ними не входит в мои планы).

Непонятно почему электричка (хоть и 12-вагонная), и так опоздавшая к Клину минут на 20, шесть минут простояла в Ямуге (а в Конаково она вообще привезла 40 минут опоздания - в ней мой отец из Москвы ехал). Вылез на станции, протопал всю платформу, где и встретился с остальными участниками похода...

Ну а завершение было таким. После того, как я покинул трапезничавших путешественников, мне предстояло за 40 минут попасть на станцию Клин, в противном случае я провёл бы в Клину 1,5 часа, а потом в кромешной тьме прошёл бы те же 5 километров в Конакове. Вылез на шоссе у остановки Дмитроково. Судя по расписанию, 23-й автобус должен был появиться через 20 минут (предыдущий ушёл 5 минут назад). На 15-й минуте появился волоколамский ПАЗик. За 8 рублей стоя я доехал за каких-нибудь 15 минут. Успев поговорить с водилой и узнать про изменение в его расписании и про нерасторопность волоколамских диспетчеров, не менявших расписание всё лето, в результате чего утренний рейс из Клина уходил за 5 минут до электрички.

Конаковская пришла секунда в секунду, что для этого поезда большая редкость. Ещё больше меня удивило то, что пришёл тот же состав, в котором ехали из Москвы остальные участники путешествия, а он опоздал в итоге на 40 минут. Ехали быстро, контролёров не было, в Конаково пришли в 18.44 – на минуту раньше! Поэтому я без труда успел на автобус в 18.50 до Мошковского залива и прошёл пешком всего 1,5 км. Дома был в 19.15…

ТМ © Коллектив авторов, 2005.