Сайт "Транспортная Мозаика"

Всеволод Путник

"ПАРОВОЗНАЯ СКАЗКА" В ЛЕСАХ ПЕРЕСЛАВЛЯ
1. Накануне

По большому счету, это путешествие не должно было состояться. Уж слишком много факторов противодействовало удачному его осуществлению. И все-таки "сказка" стала былью!

А началось все в самом начале августа, когда один, очень уважаемый мною человек, сообщил о скором приезде группы любителей железной дороги и городских трамваев из Западной Европы в Москву. Их программа была известна уже заранее: 3 и 4 августа 2001 года — приезд и экскурсии по трамвайным линиям Москвы, 5 августа — посещение Дня железнодорожника в Щербинке, 6 августа — экскурсионная поездка по узкоколейной железной дороге от города Переславля-Залесского на поезде с паровозом и посещение Переславского Железнодорожного Музея-Заповедника (ПЖМЗ).

В тот же вечер я созвонился с нашим уважаемым Питом насчет совместного посещения узкоколейки с помощью его автомобиля УАЗ и получил его предварительное согласие. После этого, об этом были оповещены потенциально желающие ехать на Ярославщину "транспортные путешественники". Окончательно все обговорить мы решили на Дне Железнодорожника в Щербинке.

2. День железнодорожника в Щербинке

Как обычно, в первое воскресенье августа, 5 августа 2001 года на экспериментальном кольце ВНИИЖТа у станции Щербинка состоялось празднование Дня железнодорожника. Мы с Андреем прибыли электричкой в 10 часов. Повстречали нескольких знакомых, пообщались. Наш старый приятель, Алексей, немного поводил нас по территории, показал нам новый электропоезд постоянного тока с асинхронными двигателями ЭД6-0001, а также головной вагон старой электрички ЭР22, вывезенный им специально из депо Минеральные Воды.

Эу 699-74  Электричка ЭД6-0001

После этой экскурсии, мы несколько раз сфотографировали бегающие по кольцу паровоз Эу 699-74 и два прицепных вагона АПЧ2. Неподалеку мы с Андреем увидели нашего общего знакомого вместе с группой заявленных иностранных любителей. Они тоже фотографировали и снимали видеокамерами поезд с паровозом. Мы поздоровались, немного поговорили. Маршрут и время узкоколейного поезда от Переславля узнать не удалось, только подтвердилось, что экскурсия группы туда назначена на завтра.

Также на кольце были выставлены темно-синие вагоны поезда "Ориент-Экспресс". Мы предположили, что их выставили сюда из-за того, что их место на охраняемой территории заняли вагоны прибывшего в Москву поезда Президента КНДР Ким Чен Ира. Вагоны "Ориент-Экспресса" были весьма красивы, выполнены под старину, и охранялись милиционерами. Мы с Андреем залезли на площадку электровоза ВЛ22М-1864, а потом и на тендер паровоза ФД20, чтобы оттуда сфотографировать бегающий по кольцу поезд с паровозом.

3. Отчаянные поиски Пита

День клонился к обеду, но Пит на кольце не обнаруживал себя. Мы с Андреем внимательно всматривались в лица огромного числа людей, пришедших в этот солнечный день отпраздновать профессиональный праздник или просто прокатиться в поезде под паровозные гудки. Но Пита не было.

Вдоволь нагулявшись по окрестностям кольца, мы вышли на станцию Щербинка, сели в электричку и помчали в Москву. С 16 до 18 часов я стал названивать по телефону, в надежде найти его дома и договориться о поездке. Но телефон занудно отвечал только длинными прерывающимися гудками, а не голосом Пита. Зная, что он запросто мог забыть о нашей договоренности, и заняться какими другими делами, я отчаялся его найти. Позвонил Андрею, сообщил, что я найти Пита не могу, и значит поездка отменяется. После этого я собрал вещи и поехал на дачу к семье, чтобы не терять драгоценные летние дни, благо с понедельника начинался мой долгожданный отпуск.

На даче уже поужинали, обсудили события последних дней, в том и числе и День железнодорожника, собираясь скоро укладываться спать. И тут неожиданно возник Андрей (!) на велосипеде и запыхавшимся голосом воскликнул: "Петя появился!". Выяснилось, что Пит, как это обычно у него случается, передумал ехать в Щербинку, решив подольше поспать. Потом ушел по своим делам, а вечером, после 19 часов, неожиданно решил позвонить мне, но меня не нашел и созвонился с Андреем. К счастью, про поездку в Переславль-Залесский он не забыл, но я уже был за городом. Пит уверил Андрея, что он на 100% готов завтра утром ехать на УАЗе на узкоколейку, и поручил Андрею найти меня и предупредить, что поездка не отменяется. Легко сказать, да нелегко выполнить. Но все же, Андрей очень мечтал попасть в Переславль-Залесский, зная, что и я этого очень хочу, поэтому в буквальном смысле бросился вместе со своим любимым велосипедом следом за мной (конечно, он не 50 километров велосипедом ехал, а только до электрички и со станции до меня). Так он и возник на даче, удивив тем самым всех присутствующих. Я быстро собрался и мы, ворча на вечную неопределенность нашего дорогого Пита, помчали в Москву, куда прибыли затемно, после 22 часов. Я сразу стал накручивать диск телефона, набирая номер Пита… и снова только длинные гудки. Уже прошли полчаса, как я почти беспрерывно набирал номер — никакого результата. Прошел час, два, три — никакого ответа. Я обзвонил всех путешественников, пожелавших ехать с нами, и на свой страх и риск сообщил, что мы едем, но зато они не могли. Закончив набор номера Пита после 1 часа ночи, утомившись за такой насыщенный день, я отправился спать в неопределенностях о завтрашнем дне

4. Из Москвы вдогонку за паровозом

Проснувшись в 7 часов утра, я бросился звонить Питу. Он оказался дома и даже сообщил о готовности скорого выезда на УАЗе. Договорились встретиться на путепроводе Ярославского шоссе рядом со станцией Подлипки в 9.30.

Половина десятого, я один на путепроводе. Минут 10 спустя приехал электричкой Андрей, но Пети не было. Неопределенности снова витали над нашим попаданием в Переславль-Залесский. Около 10 часов в правую сторону шоссе лихо сманеврировал синий "козел", и мы увидели там Пита. Мы с Андреем замахали ему руками и чуть не закричали "Ура!".

Пит лихо мчался по Ярославскому шоссе, уверенно обгоняя неторопливые автомобили. В районе "бетонки" Пит на заправке "накормил" автомобиль бензином. Во Владимирской области обнаружился дешевый бензин, но АЗС располагались со стороны движения на Москву, поэтому решили не тратить время на маневры и заправку сейчас, а сделать это на обратном пути.

Уже в Ярославской области шоссе превратилось в двухполосную дорогу. В одном месте одну полосу ремонтировали дорожники. Пит рискнул обогнать очередную неторопливую машину по обочине справа. "Козел" лихо прыгал на небольших ухабах, но обходил авто, обдавая его пыльным шлейфом. В конце опережения мы увидели ГИБДДэшника (как говорил Пит, "продавца полосатых палочек") на противоположной обочине, который изумленно смотрел на наше "Кэмел Трофи", но свистеть в свисток или махать палочкой не стал.

Вот и Переславль! Очень красивый город, но смотреть достопримечательности сейчас нам некогда, поэтому сворачиваем на дорогу, ведущую на Нагорье, поглядывая вправо на узкоколейку. В районе Ботика Петра Первого Андрей воскликнул: "Поезд! Смотрим, что его тянет". А спустя пару секунд одновременно втроем увидели во главе состава черно-зеленый Кп4: "Паровоз! Дымит!". Пит лихо припарковался на обочину, и мы, едва успев похватать фотоаппараты, бегом сбежали вниз насыпи к составу. Поезд состоял из собственно паровоза, крытого грузового вагона и пассажирского вагона демиховского завода. Состав стоял, высаживая делегацию туристов из пассажирского вагона. Я решил, что иностранцев поведут на экскурсию к Ботику Петра I, но выяснилось, что это остановка на фотостоп. Высадив пассажиров, поезд задним ходом отъехал на 200 метров назад. В это время люди расположились на поляне и подготовили фотоаппараты и видеокамеры. На заднем плане было видно огромное Плещеево озеро.

Паровоз Кп4-469 Паровоз Кп4-469

Мы с Андреем тоже заняли позиции с готовностью снимать. Человек в белой рубашке и черных сапогах (впоследствии мы с ним познакомимся и выясним, что это Сергей Дорожков) по рации скомандовал машинисту о возможности отправляться. Из-за кустов послышалось неторопливое "дыхание" паровоза, потом из трубы повалил черный дым, показался и сам красавец-паровоз. Несмотря на свою некоторую миниатюрность, паровоз издавал довольно внушительные прерывистые гудки. "Ну, прямо настоящий паровозик из Ромашково!".

Проехав мимо поляны, поезд вновь скрылся в кустарнике и через 200 метров притормозил. Мы решили, что сейчас все сядут на поезд и поедут далее, но ошиблись. Человек в белой рубашке сообщил по рации о возвращении состава назад и проведении нового фотостопа. Пока паровоз неспешно осаживал состав, мы познакомились с Сергеем Дорожковым. Сергей оказался очень отзывчивым человеком: узнав, что мы специально приехали из Москвы посмотреть паровоз и музей, вкратце сообщил, что планируется несколько "фотостопных остановок" по пути в Купань, на каждой из которых паровоз по два раза будет "красиво проезжать" мимо туристов. На мосту через реку Векса будет получасовая остановка для заправки паровоза водой. В Купани небольшая остановка для осмотра местного депо, затем остановка для осмотра депо в Вексе, после чего состав отправится в Переславский железнодорожный музей-заповедник (ПЖМЗ) и там будет проведена небольшая экскурсия.

Тем временем паровоз задним ходом вернулся в исходное положение. Сергей спросил на английском у одного из иностранных любителей все ли готовы и, получив утвердительный ответ, разрешил машинисту отправится. Процедура прохода поезда повторилась, снова включились камеры и защелкали затворы фотоаппаратов.

Вообще количество человек в поезде равнялось примерно 40, из которых иностранные любители составляли примерно 25 человек, человек 5 были заняты непосредственно управлением и движением поезда, а еще человек 10 составляли российские жители, так или иначе узнавшие про эту экскурсионную поездку (знакомые "музейщиков", их жены, подруги, дети). Причем иностранцы ехали в пассажирском вагоне, а вот некоторым россиянам пришлось садиться в крытый грузовой вагон, но они и этим были довольны, так как главное в этой поездке не комфорт, а возможность самого путешествия. Также в грузовом вагоне ехали ящики с пивом для иностранцев (по наблюдениям Пита, который не имел фотоаппарата, иностранные туристы предпочитали "Балтику № 3"). Руководителем иностранных туристов был немец Томас Фишер (именно его спрашивал Сергей насчет готовности перед фотостопом). Иностранцы — мужчины лет 40 — 50 — держались бодро. Среди иностранных гостей был даже человек с костылем (!), немного прихрамывающий немец, но при этом не пропускавший фотостопы и снимающий "сказочный поезд" на небольшую видеокамеру. Настолько сильно этих любителей манило на узкоколейку под Переславлем!

Все люди погрузились в поезд, и он отправился. Мы сфотографировали поезд ещё раз, но это уже не был фотостоп, поэтому паровоз Кп4-469 уже не дымил "красивым черным дымом", а лишь небольшой сизой дымкой окутывал придорожные кусты.

Мы вернулись в машину, впечатленные от увиденного. Пит быстро завелся и помчался вдогонку за поездом. Сергей Дорожков при разговоре у поезда нам сообщил, что очередной фотостоп будет в лесу, на небольшой поляне, и сказал нам, как туда попасть на машине. УАЗ уверенно и быстро мчался по асфальтовой дороге, идущей от Переславля на Нагорье, везя нас на эту поляну. Последовав совету Сергея, Пит свернул на указанную лесную дорогу и мы довольно быстро выехали на узкоколейку. До поляны ещё метров 300 мы шли пешком по полотну "железки", слушая волшебные и чарующие гудки паровоза, иногда раздававшиеся со стороны Переславля.

Я подумал, что когда-то в этих красивых сосновых лесах гудки паровоза не были редкостью, а были обычным явлением. И этим, небольшим узкоколейным паровозикам, никто из людей не удивлялся, а воспринимал их как непосредственную часть окружающего мира и своей жизни. Но те годы быстро пролетели, люди изобрели более быстрые и простые в обслуживании машины, чем паровозы. И теперь, в начале XXI века, эти "трудяги" оказались в забытьи, а точнее говоря, почти все они были порезаны в металлолом.

Неожиданно возникший из-за леса паровоз Кп4 притормозил у полянки. Я отогнал от себя грустные мысли об исчезновении паровозов, тем более что иногда можно найти "паровозную отдушину" на мероприятиях ПЖМЗ, когда сотрудники музея проводят растопку одного или нескольких своих паровозов, а случаются такие события несколько раз в теплое время года.

Паровоз Кп4-469 Машинист паровоз

Из поезда вышли пассажиры, которые стали присматриваться к месту фотостопа. Одна часть людей решила снимать с нашей, правой по ходу поезда, стороны, другая — с противоположной. Процедура фотостопа повторилась: состав отъехал назад, Сергей объявил готовность, паровоз загудел, задымил и красиво "проплыл" мимо любителей, потом то же самое повторилось ещё раз.

Следующий фотостоп был запланирован на железнодорожном мосту через реку Векса. Мы решили "перехватить" состав перед мостом, на станции Векса. Пит быстро нас туда доставил. У поворота с асфальтовой дороги на проселочную "спрятался" коричневый туристический автобус, который мы с Андреем видели накануне в Щербинке. Значит, иностранцы именно на нем и приехали.

Паровоз Кп4-469

Прибыв на станцию Векса, мы осмотрели место, и я решил сфотографировать состав сверху — со столба освещения (сейчас осветительных приборов нет). Сама станция сильно заросла бурьяном (только один главный путь был виден сверху промеж сплошной высокой травы), станционное здание было снесено, виднелось небольшое здание депо тепловозов.

После прибытия на мост, поезд повторил процедуру начальных фотостопов. На мой субъективный взгляд, фотостоп на этом мосту был самым красивым из всей поездки. Хотя сам мост был железобетонным, а не деревянным, что к самому паровозу подходило бы естественнее, просторы реки Векса позволили сфотографировать состав во всей его привлекательности, черный дым паровоза красивыми клубами кружил над поездом.

Паровоз Кп4-469 Паровоз Кп4-469

Тут Пит и Андрей меня обнадежили, что я фотографирую поезд за всех троих, так как фотоаппарат Андрея временами стало заклинивать, и нет гарантии в успешном получении отснятых кадров. Пит фотоаппарат с собой не брал. А поскольку накануне Андрей совсем не был уверен в сегодняшней поездке, то и видеокамеру к этому событию не подготовил.

Паровоз Кп4-469

На непривычные гудки паровоза к мосту поспешило несколько местных жителей, благо деревня расположена прямо у реки. После проведения фотостопов, паровоз встал на мосту для заправки водой. Сотрудники ПЖМЗ развернули шланг и опустили его в реку — паровоз "всасывал" в себя воду. Эта процедура заняла примерно полчаса, во время которой иностранные туристы общались между собой, а также рассматривали русскую природу. К тому же к мосту приехал юноша на мотоцикле, который желал переехать на противоположную сторону реки, но стоявший поезд не позволял ему это осуществить. Пришлось ему подождать освобождения пути на мосту. При этом его мотоцикл сделался центром внимания иностранцев, которые стали его рассматривать, интересовались, сколько мотоциклу лет, а некоторые даже стали фотографировать мотоцикл и его элементы.

Немецкие туристы фотографируют мотоцикл Немецкие туристы ожидают заправки паровоза водой

Паровоз Кп4-469 Андрей Оболенский, Пит и паровоз Кп4-469

После окончания процесса заправки водой, все снова разместились в поезде, который отправился в Купань. Мы быстро добрались туда на автомобиле и встречали состав уже на станции. На соседнем пути стоял тепловоз ТУ4, который после прибытия экскурсионного состава отъехал, чтобы паровоз Кп4 совершил маневр и прицепился к вагонам с другой стороны. Пока паровоз маневрировал, откуда-то сбежались юные жители поселка, с интересом рассматривающие "чудо техники".

На станционном здании отсутствует название. Как сказал Сергей, железнодорожное предприятие продало это здание и теперь оно не относится к узкоколейке. Сам Сергей повел группу в локомотивное депо, где на английском рассказал о прошлой величественности данного депо и узкоколейной дороги в целом. Томас Фишер переводил слова Сергея на немецкий для тех немцев, что не знают английского языка. В конце рассказа Сергей сказал, что к нынешнему "полусуществованию" дороги привела перестройка, в результате которой многие железнодорожные пути были разобраны, депо и станции — закрыты, а люди — выброшены на улицу. При этом иностранные гости могли визуально убедиться в его словах: на здании депо виднелись трещины, оно давно не ремонтировалось.

Подошедший мужчина из депо уточнил, поведет ли Сергей любителей внутрь, что Сергей подтвердил. Мужчина заметил проходивших рядом нескольких женщин, и в шуточной форме предложил иностранцам познакомится с русскими женщинами, которые шли на смену. Однако его русскую речь никто не понял, и все отправились внутрь депо. Там одиноко стояла ЭСУ-3 ярко-оранжевого цвета. Иностранцы просили выкатить ее на улицу, чтобы полюбоваться на нее, но попытки завести не увенчались успехом. Иностранцы готовы были толкать аппарат руками, но решили, что этого не стоит делать.

После небольшой экскурсии, пассажиры экскурсионного поезда поспешили в вагоны, а мы — в наш УАЗик. Очередная остановка — станция и депо Векса. Приехав на станцию, мы увидели стоящий тепловоз ТУ4, и пошли его фотографировать. Тут из депо вышел мужчина и поинтересовался что нам нужно. Я поговорил с ним и выяснил, что он — машинист этого тепловоза. Он ждет проследования туристического поезда и потом поедет в Купань, чтобы вести пассажирский поезд в Кубринск. Рейсы в Кубринск бывают только по понедельникам и пятницам (утром и вечером), а как раз был понедельник. Со слов машиниста, эти рейсы сделаны по этим дням для того, чтобы жители Кубринска могли выезжать на вахтовый метод работы в Переславль и возвращаться обратно. В остальные дни поезд курсирует только 3 раза между Переславлем и Купанью.

Узкоколейка понемногу умирает, и жизнь здесь не ахти какая, хотя природа очень красива. Сотрудники ПЖМЗ и работники узкоколейки находятся между собой в хороших отношениях. Ведь "музейщики" заинтересованы в сохранении узкоколейной дороги, а железнодорожники помогают музею, когда тем требуется, например, вагон для экскурсионного поезда. В таких случаях от музея железнодорожникам достается некоторая часть заработанных средств.

Пока я разговаривал с машинистом, Пит и Андрей залезли на вышку и стали фотографировать приближающийся состав. Вместе с иностранцами, мы посетили это депо, которое было очень темным и тесным. Там стояли несколько тепловозов, но более ничего интересного не обнаружилось.

Паровоз Кп4-469 Паровоз Кп4-469 и УАЗ-3151

Андрею пришла в голову гениальная идея: самим организовать, в некотором смысле, фотостоп. Пит поддержал идею и очень скоро мы были на переезде, где поезд должен был пересечь автодорогу на Переславль. Идея Андрея была в том, что Пит ставит машину перед переездом и мы фотографируем поезд на фоне стоящего "козла". Поскольку делать остановку перед переездом нельзя, Пит подождал нашего сигнала вдали от переезда. Мы, как только увидели приближающийся состав, махнули, и УАЗ аккуратно встал перед узкоколейкой, включив по моей просьбе свои фары. Паровоз подал несколько предупредительных гудков, убедившись в неподвижности нашей машины (других машин на переезде не было) он неспешно проследовал переезд. При этом паровоз двигался "спиной вперед", а на тендере сидели два человека, следящие за дорогой.

5. Переславский музей

Пит быстро развернулся, и мы поспешили в музей. На асфальтовой дороге имеется указатель поворота на лесную грунтовую дорогу, по которой еще 3 км надо ехать к ПЖМЗ. Лет 6 назад мы с Андреем и еще одним нашим знакомым, Сергеем, ехали по этой дороге на велосипедах. Именно тогда и состоялось наше первое знакомство с музеем, однако, планы посещения его вновь не были реализованы по разным причинам.

Надо отдать должное нашему водителю Питу: он уверенно ехал по любым дорогам, как с твердым покрытием, так и без него. В каком бы месте переславских лесов не двигались мы, он безбоязненно и быстро достигал необходимой нам точки. И этим умелым вождением он полностью реабилитировал себя за вчерашние "проколы" и за наши волнения о судьбе поездки.

Панорама Переславльского железнодорожного музея-заповедника Невосстановленные паровозы

Вот и Талицы! В этой небольшой деревушке спряталось одно из чудес света — Переславльский железнодорожный музей-заповедник, который расположился в здании бывшего узкоколейного депо. Благодаря стараниям сотрудников музея, были спасены от уничтожения многие уникальные натурные экспонаты отечественных узкоколейных железных дорог. Паровозы и тендеры, дрезины и автомотрисы, грузовые и пассажирские вагоны, снегоочиститель и даже рельсовый автомобиль ЗиМ — а всего музей насчитывает более 30-ти натурных экспонатов, многие из которых уникальны. Не буду долго рассказывать про ПЖМЗ и его экспонаты, все это можно узнать "из первых рук" на сайте самого музея. Например, там можно узнать, что "наш" паровоз Кп4-469 был построен в польском городе Хржанов в 1954 году и работал на шпалопропиточном заводе в Татарстане, в городе Зеленый Дол.

Мы прибыли минут на 10 раньше экскурсионного поезда, что позволило нам в одиночестве побродить вдоль экспонатов, внимательно их посмотреть. В музее уже появился и старинный грузовой автомобиль — ГАЗ-АА. Ворота в здание депо были открыты — иностранцев уже ждали, но живых людей видно не было, поэтому мы решили внутрь помещения депо без приглашения не заходить, а посмотреть "уличные" экспонаты. Также мы любовались сказочными пейзажами вокруг музея, высокими и стройными соснами, чудесной природой Ярославщины.

Всеволод Путник и Пит на фоне паровоза Гр-269 Всеволод Путник и Пит на вагоне

Посещение музея было последним пунктом экскурсионной программы. После прибытия поезда, туристы рассредоточились по территории музея, внимательно изучая экспонаты. Сотрудники музея открыли все ворота депо, чтобы внутри здания было светлее для осмотра достопримечательностей. Внутри депо находились несколько паровозов. Иностранцы попросили выкатить паровоз Гр-269 на улицу для обозрения и фотографирования, что и сделали сотрудники музея, вытащив его с помощью Кп4. Но этого иностранцам было недостаточно, поэтому они попросили выкатить из-под навеса пожарную автодрезину ПМД-3, а также из депо вытащить паровоз ФТ4. К этому моменту у моего фотоаппарата неожиданно села батарейка, поэтому всю ответственность за фотосъемку я возложил на Андрея.

Паровоз Гр-269 Паровоз Ф-028

Иностранные любители осмотрели также комнату-магазин, где купили литературу по музею и железным дорогам. Но, кроме того, они попросили проставить им на память штемпели музея. "Fantastich schtempel (восхитетельный штемпель)!" — шумно переговаривались немцы, любуясь на отпечаток штампа ПЖМЗ в их блокнотиках, где уже красовались другие штампы.

Мотовоз МД54-4-1547 Пожарная дрезина

После полного осмотра музея, туристам предоставили поезд, состоящий из мотовоза МД54-4-1547 и уже знакомого им пассажирского демиховского вагона. Этот поезд и должен был отвезти их до автодороги Переславль — Нагорье, где их ждал их туристический автобус до Москвы.

6. Обратно в столицу

Мы поблагодарили Сергея за внимательное отношение к нам и проведенную экскурсию, и отправились в сторону Москвы. Начинался дождь. Время незаметно приближалось к вечеру — шел шестой час.

Андрей Оболенский и Пит

В Переславле у узкоколейной станции Пит и Андрей решили покушать в придорожном кафе, я же решил перекусить в магазине, расположенном рядом. Пока они трапезничали, я успел перекусить, а также прогулялся по узкоколейке на 500 метров в направлении Купани, посмотрел на путевое развитие станции Переславль (узкоколейный), остатки старого автовокзала, а также наблюдал несколько городских автобусов моделей МАЗ-104 и Scania-112. Когда мои попутчики насытились и вышли из кафе, оказалось, что там их несколько обсчитали.

Дорога домой прошла без каких-либо приключений. Мы ехали почти молча, мысленно прокручивали в голове все прошедшие в этот замечательный день события под музыку Jean Michel Jarre, так уместно включенную Питом.

Во Владимирской области Пит заправил "под завязку" машину недорогим бензином А-76 по 6 руб./литр (в Москве он стоил уже 7 руб./литр). Затраты на бензин (240 рублей) для этой поездки были разделены на троих.

В Москве Пит высадил нас с Андреем в 20.25 у Савеловского вокзала, где мы все и распрощались. А уже в половине одиннадцатого я ужинал на даче, где рассказывал все подробности об удивительной сказке, в которой мне сегодня удалось побывать! Так начался мой отпуск.