Сайт "Транспортная Мозаика"

ОТ МОСКВЫ ДО КИШИНЭУ И ОБРАТНО ДО МОСКВЫ... С ОСТАНОВКАМИ В ПУТИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2. МОСКВА — КИЕВ

И вот, наконец, наступил день 24 сентября 2000 года. Тот долгожданный день, к которому я некоторое время готовился и которого я ждал. Утреннее время (а поезд отправлялся в 16.38) было посвящено окончательной сборке вещей и сумки в дорогу. Попрощавшись с домашними, я вышел за 1,5 часа до отправления, дабы без спешки добраться до Киевского вокзала. Погода была солнечная и теплая, однако я достаточно утеплился, зная, что по ночам возможны заморозки.

В плацкартном вагоне пассажиров было немного, несмотря на то, что до отправления оставалось 15 минут. Постоянно, до самого отправления взад-вперёд по поезду ходили "торгаши" (в вагоны их, впрочем, как и всех остальных пассажиров, пускали свободно): кто-то торговал машинками для стрижки, кто-то шоколадками, фломастерами, газетами.… Однако желающих что-либо приобрести было крайне мало.

Отправились по расписанию. Проводница собрала билеты (не утруждая себя сверкой фамилий в билетах с документами), предлагая всем постельное белье по цене 2,5 гривны, либо 20 рублей (что по действовавшему курсу было примерно на 30% дороже оплаты украинской валютой). Понемногу пассажиры завели "дорожные" разговоры о жизни, о том какая плохая жизнь сейчас, особенно на Украине, а вот раньше было хорошо; ныне люди стали злыми, желающими надуть другого и вообще жить стало страшно и опасно.

Доехали до станции Калуга-2. Замечаю в окне красивый и уютный обновленный вокзал, а рядом с ним памятник (правда, кому он, я не разглядел). На соседнем пути стоит московская электричка. Короткая стоянка и поезд отправляется дальше — на юго-запад России. Через час с небольшим поезд подкатывает к перрону станции Сухиничи-Главные, известной длительной стоянкой для смены электровозов постоянного и переменного тока. На платформе наш состав (как и все остальные) встречает масса людей, торгующих… зверьем. Точнее говоря, это не настоящие звери, а пушистые мягкие игрушки всевозможных размеров — от небольших зайчиков до метровых слонов и львов. Было забавно наблюдать, как эта масса людей ходила вдоль поезда, зазывая купить какую-либо игрушку и временами их поднимая к окнам поезда для показа ближе. Почти все продавцы увешаны игрушками и при их движении игрушки будто оживали: двигали лапками, шевелили ушами и т.д. Некоторые из пассажиров благодаря 20-минутной стоянке успели выйти на перрон и даже приобрели что-то из игрушек. Игрушки были красивыми и, по словам купивших, относительно недорогими.

Вечерело, в вагоне включили тусклый свет. Люди стали укладываться спать. В вагоне не топили, и с каждой минутой становилось прохладнее. Многие пассажиры (процентов 40) постельное белье не брали (и я не стал), а лежали, завернувшись в свои куртки. Хотя и те, кто купил белье, также мерзли и также кутались в куртки. Так что тут я немного пожалел, что взял билет на поезд № 3 киевского формирования, а не на № 21 московского. "Московский" шел на полчаса раньше, но был, по рассказам уже ездивших в нем, более чистым, светлым и теплым. Да и постельное белье там стоило бы дешевле — 14,56 рублей (для аналогичного плацкартного вагона).

После Сухиничей по вагонам стали ходить люди, предлагающие дятьковский хрусталь (наборы, вазы и пр.) —таких было 5 человек. Один пассажир смог "сбить" цену набора со 100 до 85 рублей и приобрел хрусталь. При этом надо заметить, что в вагоне были заняты все нижние и 4 верхние полки — половина вагона.

Подъезжаем к станции Брянск-Орловский (Брянск-1). Ныне Брянск — областной центр, ставший для половины проходящих поездов пунктом таможенного и пограничного контроля — последняя остановка в Российской Федерации. Однако более чем получасовая стоянка никаких пограничников и таможенников в нашем поезде не обнаружила, чему все, уже полусонные, пассажиры были явно рады, спокойно продолжив свой сон. Что ж, я решил считать это одним из факторов улучшения российско-украинской дружбы!

Наступил понедельник, 25 сентября. На станции Хутор-Михайловский, что в поселке Дружба, прошли таможенники, а затем проверили документы пограничники, после которых стали ходить и голосить "менялы": "рубли, доллары — на гривны". При этом, я в который раз убедился, что меняют они по менее выгодному курсу, чем в центре крупного города на Украине (Киев, Харьков, Днепропетровск и т.д.). Народ, разбуженный в середине ночи, и пытающийся уснуть, был недоволен этим шумом, правда "менялы" также быстро исчезли, как и появились. Так я и оказался "за границей" — перевожу свои часы на 1 час назад ("час киевський"").

За час до прибытия проводники в вагоне зажгли яркий свет и стали будить всех, чтобы они сдавали постельное белье. Намного лучше прибывать на нужную станцию на проходящем поезде, чем на заканчивающим свой путь: разбудит проводник тебя за 10 — 15 минут до прибытия (а не за час), без толкотни спокойно соберешься, сходишь в туалет без очередей и суматохи. Вот и огромный мост через Днепр, и сам утренний Киев — привет, город-герой!

Выхожу из вагона — только начало светать. Иду по Привокзальной площади к выходу станции метро "Вокзальная", где мы с Вадимом договорились встречаться. Да, ещё свежи воспоминания о моём посещении Киева в январе с.г., хотя уже более полугода прошло. Будто вчера уезжал отсюда! Вадима пока нет, и я иду к пригородным поездам. Люди спешат на почти отходящую фастовскую электричку, рядом ещё две (все ЭР9М).

Станция метро "Вокзальная" и пригородный вокзал

Возвращаюсь к выходу из метро, и через пару минут встречаемся с Вадимом. Да, поистине велики заслуги Интернета перед человечеством — ещё месяц назад мы были совершенно незнакомы, а сейчас, как старые добрые друзья, жмём друг другу руки и обращаемся на "ты". От метро мы пошли пешком в сторону проспекта Победы, зайдя к кругу скоростного трамвая, где в центре стоял технический трамвай, который я решил сфотографировать. Оттуда мы также пешком пошли по проспекту Шевченко в сторону Крещатика, разговаривая на темы метро (тут Вадим мне подарил новенький зеленый жетончик и пояснил, что старые голубенькие, которые я купил зимой, уже недействительны), городского транспорта и просто о жизни. И надо же, по пути мы увидели новый троллейбус, выпущенный в Киеве на заводе Антонова, ранее известного своими мощными самолетами (АНы — самые грузоподъемные самолеты в мире), на малиновых бортах этого симпатичного троллейбуса так и было написано — «Антонов», а спереди — "киевський". Вадим сообщил, что это совсем новый троллейбус, он пока единственный, но у него уже более десяти сочлененных собратьев, бегающих в Киеве. Немного не доходя до Крещатика, я заметил сохранившийся памятник Ленину (и это в Киеве?!), а Вадим объяснил, что данный экспонат получил награду на выставке вне СССР и теперь считается культурным наследием уходящего века, поэтому и сохранился в первозданном виде. В подземном переходе под Крещатиком я поменял 200 рублей на 38 гривен, и мы спустились в метро (проезд в Киевском метро стоил 50 украинских копиек), на станцию "Майдан Незалэжности" (по-русски — "Площадь Независимости", а раньше она называлась "Площадь Октябрьской революции"). Мы перешли на станцию "Крещатик" (было начало девятого, и огромная масса людей бурлила в метро — прямо как в Москве в часы "пик"), и поехали до "Левобережной", где Вадим отправился на работу, а я позвонил Александру, с которым также переписывался пару месяцев до приезда. Он пригласил меня встретиться (мы также до этого ни разу не встречались) в районе часа дня недалеко от станции метро "Печерская".

Да, надо отметить, что Вадим оказался просто добрейшим человеком, предложив мне свой проездной на метро, свою телефонную карту, а также пригласив меня переночевать у своих родителей ("Вадим, огромнейшее тебе спасибо за всё!").

Я решил ехать в картографический магазин от Киевской военной фабрики, выпускающей топографические карты областей Украины, а также планы городов, который находился совсем недалеко — рядом со станцией "Черниговская", что в двух остановках на метро. Но оказалось, что совсем непросто, даже имея проездной, попасть в метро — автомат никак не хотел считывать карту Вадима (в отличие от Москвы, в Киеве магнитные проездные не надо "заталкивать" в автомат, а надо с некоторой скоростью провести сверху вниз у считывающего приспособления). После пяти неудачных попыток (я даже стал немного волноваться — не размагнитился ли проездной) я попросил оператора помочь мне. У него это получилось со второго (!) раза (надо заметить, что потом мне еще много пришлось помучиться с этой картой, но я так и не научился "зажигать" зеленый огонек на АКП с первой попытки).

В магазине карты я купил несколько карт (себе и еще одному знакомому), затем прогулялся вдоль трамвайной линии в сторону станции метро "Лесная" и обратно. Еще зимой я видел тут трехвагонные трамвайные составы, и сейчас они курсировали по этой линии. До Киева трехвагонные трамвайные сцепы я видел только в Самаре, а также в Питере. Поэтому мысленно оставалось сожалеть, что в Москве даже сдвоенные составы уже далеко не везде встретишь, а ведь когда-то и у нас бегали "тройняшки" — ныне о них напоминают только несколько головных вагонов от "тройняшек", имеющие на "лбу" три лампочки — "автопоезд". Пофотографировав различные (а тут ходят и одиночные, и сдвоенные, и строенные "Татры-3" в красивой, ярко-красной окраске, а также сдвоенные "Татры-3М") трамваи, я прогулялся пешком вдоль наземной линии метро до станции "Дарница" и поехал на "Печерскую", недалеко от которой мы и встретились с Александром. С ним я познакомился на сайте Академии Вольных путешественников, где он рассказывал о том, как встречал и провожал в Киеве Великого путешественника Антона Кротова (читая многочисленные книги которого, я решил также записывать свои "записки путешественника", благодаря чему Вы и читаете данный рассказ).

Так за один день я лично познакомился с двумя замечательными жителями Киева (Вадимом и Александром), которых ранее знал лишь по Интернету!

Александр предложил позвонить в Москву по его сотовому (бесплатно!), однако дома никого не было, и я лишь оставил запись на автоответчике, что у меня все идет путем. У Александра намечался обед в кафе, и он пригласил меня составить ему, а также его девушке, компанию. Мы зашли в кафе и буквально перед нами молодой бармен (видимо, совсем начинающий) обливает томатным соком впереди стоящих посетителей (не сильно, но всё-таки обидно). Мы подходили к мокрому меню с долей опаски, однако, при нас бармен больше ничего не проливал и не ронял. За разговором Александр поведал о своём летнем путешествии автостопом на Байкал, а также в Крым, расспросил о моих дальнейших планах путешествия, о предыдущих вояжах, а также насколько я привыкаю к украинским названиям (и действительно, мне поначалу казались, чуть ли не издевательством надписи на афишах: "Михайло Задорнов", "Олександр Розенбаум" и т.д.).

Мы распрощались, Александр пошел на работу, а я — на дальнейшую прогулку в направлении станции метро "Дружбы народов", предварительно обменяв 200 рублей на 40 гривен (на 2 гривны больше, чем у Крещатика). По пути мне попался зеленый сочлененный троллейбус (из серии "киевских"), который я тут же и сфотографировал. Спустившись в метро, я проехал одну остановку до "Выдубичей", а там вышел, чтобы прогуляться вдоль перегона метро по достаточно новому Южному метромосту (в Киеве есть ещё "старый" метромост, на первой линии). Вспомнил, как когда-то, а именно в 1994 году, я впервые посетил Киев вместе со своим приятелем Андреем, и мы с ним шли пешком по этому самому метромосту, только, наоборот, со "Славутича" до "Выдубичей" и у меня где-то были черно-белые снимки метропоездов на этом мосту. Метромост оказался длиннее, чем я думал. Перегон метро я прошёл минут за 35 — 40. Правда, неспешным шагом, любуясь Днепром и видом на старую часть Киева ("Родина-Мать"), а также радуясь хорошей погоде и пробегающим иногда поездам метро. Дойдя до "Славутича", я вновь опустился в метро и поехал до конечной — "Харьковской". Тогда, в 1994 году, конечной станцией была "Осокорки" (нас с Андреем поразили два фонтана на станции метро, однако и тогда, и сейчас они не работали), а "Позняки" и "Харьковская" появились позже. На "Харьковской" я вышел на улицу, прогулявшись вперед, и посмотрев, как немногочисленные строители удлиняли тупики (Вадим сообщил, что там планируется строительство нового метродепо, которого пока "зелёная" линия не имеет). Вернувшись в метро, я поехал на встречу с Вадимом на "Левобережную" и предложил ему прокатиться по той же Сырецко-Печёрской линии и пофотографировать станции. Наступило время "пик" (около 18.30) и в центре города было настоящее столпотворении людей, особенно на пересадочных станциях. Пожалуй, даже в Москве редко ТАК люди набивались в вагоны, что трудно было пошевелиться (основная причина — не такие длинные 5-вагонные составы и большая любовь киевлян именно к метро, так как перебраться с левого берега Днепра на правый наземным транспортом достаточно трудно). Мы поехали сначала на новые станции "Лукьяновская" и "Дорогожичи", а затем поехали в другой конец линии. На станции "Славутич" мы встретили… фотографа, который тоже снимал архитектуру станций. А получилось так: когда мы ехали в поезде, то на "Осокорках" заметили фотовспышку (кто-то заснял станцию и поезд), а на "Славутиче" мы вышли на платформу. И тут вдруг включается полное освещение (в обычном режиме станции киевского метрополитена, впрочем, как и в других городах, освещаются 25-50% имеющихся ламп освещения, в целях экономии электроэнергии). Станция просто преобразилась в какую-то сказочную: стало светло, колонны заиграли красками. Вадим решил узнать, с какой целью ведется съемка, и мы пошли к фотографу. Он, завидев нас… попросил попозировать ему: "застыть" в виде идущих и улыбающихся людей, как бы невзначай попавших в кадр. Фотограф поведал нам, что фотографирует станции для буклета и книги, выпускаемых к 40-летнему юбилею киевского метрополитена (6 ноября 1960 года, в канун праздника, первые пассажиры прокатились от "Крещатика" до "Вокзальной"), и это уже вторая попытка фотографирования метро, часть "первых" фотографий забраковало руководство метрополитена. Узнав, что мы тоже интересуемся историей метро, и при этом не спешим, он попросил нас еще раз ему попозировать, только меня попросил снять черную куртку (чтобы все в кадре было светлое). Пока мы разговаривали, к фотографу подошел милиционер и строго спросил разрешение на съемку в метро (в "Правилах пользования…" фотосъемка не запрещена!), хотя и так было понятно, что для "простого" человека освещение станции не усилят. Вадим рассказал ему о своем сайте "Киевское метро", однако фотограф был не метрополитеновский, а "приглашенный", и не очень интересовался метро (даже не знал, у кого можно будет спросить потом буклетики с этими фотографиями). Мы поехали на "Выдубичи", однако она ему оказалась не нужна, и он уехал на "Печерскую", а мы остались, чтобы сфотографировать эту станцию. Вечерело, людей становилось все меньше, интервалы движения с каждым поездом увеличивались, достигнув 8 — 9 минут (на каждой станции "зеленой" линии висят таблички с указанием точного времени прохода поезда после 22 часов, когда интервалы движения становятся…15-минутными). С большим трудом влезая в поезд на станции "Театральная" (на "красной" линии интервалы были поменьше — 6 минут), мы отправились к родителям Вадима на "Нивки", где попили чай, затем он меня устроил в свою бывшую комнату и уехал домой.

Утром, 26 сентября, я встал пораньше, так как мы договорились с Вадимом о встрече в 8 часов на станции метро "Святошин", откуда поехали в центр: Вадим на работу, а я на "Лыбедьскую". Однако памятника-трамвая я там не нашел и поехал кататься и фотографировать в метро. Так я добрался обратно до "Святошина", где вышел на улицу и попал на железнодорожную станцию. Недалеко от пассажирской платформы стоял дизель-поезд ДР1, что меня заинтересовало (откуда в электрифицированном Киеве дизель-поезд?). Подойдя ближе, я понял, что это "рабочий" ДР1-013, видимо привёз рабочих или просто коротает время. Не сфотографировать такую "древность" я не мог. Затем я вышел на Проспект Победы и пешком пошел до "Берестейской" по пути фотографируя автобусы, троллейбусы и маршрутки (очень меня порадовала трехосная маршрутка модели "Пежо" B7), которых в городе достаточно много (как и разновидностей: от "Газели" до "Мерседесов" и "Ивеко"). От "Берестейской" до "Шулявской" доехал на метро, а уже оттуда пешком пошел на Малую Юго-Западную (детскую) железную дорогу в Парк Сырецкий. Станция была пуста, недалеко на боковом пути-тупике в кустах стоял разбитый польский пассажирский вагон (стекол нет, весь загажен, двери нараспашку). За платформой я увидел три целых польских вагона и три локомотива: ТУ2-021 в совершенно нерабочем состоянии; ТУ7А-3197 — в рабочем, но закрыт металлическими листами; еще один ТУ7А без номеров (потом Вадим пояснил, что его используют "на запчасти" для 3197). Все это небольшое хозяйство рядом с деревянной будкой и складом охраняла женщина средних лет. Я пошел по путям дальше, дойдя до высокого моста через овраг. Сфотографировать узкоколейный мост не получилось, так как он со всех сторон зарос деревьями и кустарником.

Я вышел из парка в город. По дороге передо мной шли несколько ребят, кидающих друг в друга каштаны (действительно, созревших и упавших каштанов в городе было много — не зря киевляне поместили этот орех на герб города). Недалеко была станция метро "Дорогожичи" и я, дабы не заплутать, решил спросить двух бабушек: "Как к метро пройти быстрее?". Одна из них отвечает: "Это надо на троллейбусе ехать". Я удивился — вроде метро недалеко, и ещё раз спрашиваю: "Как пройти к станции метро "Дорогожичи"?". И тут они спохватываются: "Ах, да, это новая станция. Есть такая, буквально в двух шагах — прямо и налево". Я их благодарю, а сам думаю: "Вот так, люди ещё не привыкли — станция существует менее полгода. Ну да ладно, ещё привыкнут!". Прохожу мимо киевской телебашни — не такая высокая и красивая, как Останкинская в Москве, зато полностью работоспособна!

Вот и вход в метро. Он сделан весьма оригинально: сверху выглядит как подземный город у Манежа в Москве (стеклянные купола), а рядом с ними площадка для прогулки с видом на лесопарк и телебашню, а по бокам четыре входа-выхода в метро оригинальных видов. Захожу в метро — сначала эскалаторный спуск в светлое подземное помещение (купол проводит туда солнечный свет), а уже там стоят новые трехручковые (как для прохода к электропоездам на московских вокзалах) турникеты, дальше еду по очень длинному эскалатору и долго смотрю вверх, где светится солнечный свет. Погода стала совсем солнечная, а вот утром было пасмурно и прохладно.

Золотые ворота. Справа - памятник Ярославу Мудрому
Золотые ворота. Справа — памятник Ярославу Мудрому

Проезжаю одну остановку до “Лукьяновской” и выхожу – эскалаторная лента “выплёвывает” меня в город. Выход тоже оригинален: совместно с вестибюлем метро расположен “Макдоналдс”, а также ещё один магазин. Вокруг бурлит рынок, рядом трамвайное депо, где за забором видны экзотические трамваи. Я же иду ближе к троллейбусам и фотографирую две сочленённых “Шкоды”. “Ныряю” обратно в метро и еду к “Золотым воротам”. Эта станция очень красива и своеобразна: действительно похожа на ворота. Выхожу — рядом с выходом сами “Ворота”. Конечно, они не совсем настоящие (были восстановлены в 1982 году), но размерами впечатляют. Бывают даже экскурсии внутрь и наверх. А рядом стоит памятник Ярославу Мудрому. Фотографирую эту красоту и иду пешком по Владимирской улице. Софийский собор закрыт строительными лесами, поэтому фотографирую “Богдана Хмельницкого” на фоне нового Михайловского Дворца. Далее двигаюсь к фуникулеру, спускаюсь в метро на станцию “Почтовая площадь”, и проезжаю до “Героев Днепра”, выходя на промежуточных станциях. Наземные вестибюли станции метро ”Героев Днепра” задуманы очень оригинально — они оба выходят на “круглую” площадь, на которой сидит множество людей, попивающих пиво, покуривающих и непринужденно беседующих. А весь транспорт движется "на втором этаже" вокруг этой круглой площади. Также есть четыре пролета по "диагоналям" улиц для прохода от метро к транспорту и микрорайонам.

Памятник Богдану Хмельницкому. На заднем плане справа - Михайловский Дворец
Памятник Богдану Хмельницкому. На заднем плане справа Михайловский Дворец

Сажусь в метро и еду на "Нивки". Время — около 18 часов, и в метро множество людей, едущих с работы домой. У дома встречаемся с Вадимом. Я собираю вещи, после чего пьём вкусный чай, а рядом с нами крутится пёсик Рабинович, иногда кладя лапку мне на колени (просит). Также рядом кот, который постоянно занят сном на стиральной машине.