Сайт "Транспортная Мозаика"

ОТ МОСКВЫ ДО КИШИНЭУ И ОБРАТНО ДО МОСКВЫ... С ОСТАНОВКАМИ В ПУТИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

6. КИШИНЭУ — БЕНДЕРЫ

Мы зашли на перрон (я имел билет, а Сергей воспользовался временным отсутствием охранника), где уже стоял мой поезд № 280 Кишинэу — Адлер. Я фотографирую впередистоящий тепловоз …3ТЭ10М-0015, тот самый, который привез меня в Кишинев. Мы прощаемся с Сергеем (за 5 минут до отправления поезда — 13.59), с надеждой на встречу в Интернете и в Москве, я прошу его написать сообщение в Интернете о моем появлении в Кишинэу. Захожу в свой плацкартный вагон, который наполовину пуст. За окном "проплывает" локомотивное депо, поезд покидает солнечный Кишинэу и устремляется в обратный для меня путь ("мой экватор" уже позади) в направлении Бендер. Поезд преодолел 60 км пути за час, без единой остановки.

Вот и станция Бендеры-2. Во всех железнодорожных документах, правда, она указывается как «Бендер2» (в служебных книжках расписаний, в системе «Экспресс-2» и даже на железнодорожных билетах). А в Молдове Бендеры переименовали в Тигину, по названию старинной крепости.

Так, совершенно незаметно для меня, да и других пассажиров поезда, мы пересекли невидимую границу из Молдовы в Приднестровье. Правда, стоит заметить, что Приднестровская Молдавская республика (ПМР) не признана другими государствами и существует в статусе "самопровозглашенная".

Всеволод Путник у реки Днестр на набережной

Вокзал станции Бендеры-2 достаточно невелик в размерах, несмотря на то, что все дальние поезда (идущие из Кишинэу на Москву, Санкт-Петербург, Минск, Адлер, Одессу, Симферополь) приходят именно на него, а не на станцию Бендеры-1 (ее вокзал намного больше), которая находится в центре города. У входа в вокзал висит надпись "зона таможенного контроля", правда, никаких таможенников я не встречал. Вокзал огорожен со всех сторон забором, в самом здании вокзала небольшой зал ожидания, одна касса, бесплатный телефонный аппарат и рядом доска информации, где висят правила заполнения таможенных деклараций, нормы вывоза и ввоза, а также указание таможни Украины о запрете ввоза овощей и фруктов на ее территорию из Молдовы. Рядом с вокзалом стоят несколько машин, "бомбилы" пытаются зазвать недавно прибывших "дизелем" из Одессы пассажиров.

Звоню с автомата домой своим родственникам, но никто не берет трубку. Время — половина четвертого, а темнеет в семь, так что у меня еще есть время на пешеходную прогулку по городу. Совсем недалеко от вокзала проходит троллейбусная линия маршрута № 1 (ул. Лазо — микрорайон «Солнечный»). На маршруте работают четыре ЗиУ-9, интервал движения невелик и составляет минут 6-7. Я отправляюсь пешком вдоль троллейбусной линии, радуясь хорошей погоде (около +20°С) и путешествию по очередному (и новому) городу. Ровно неделю назад я стартовал из Москвы, а теперь вот гуляю по Молдове (ПМР).

Параллельно автодороге идет железная. Тут она в виде "треугольника": на Тирасполь, на Бендеры-2 и Бендеры-1. Так как железнодорожный мост через Днестр однопутный, то и линия становится однопутной из двухпутной, идущей с Кишинэу. А вдоль ее уже забиты (как я увижу впоследствии, не только в Бендерах, но и по всей линии до украинского Кучургана) столбы под электрификацию.

По дороге я встретил памятник солдатам 55-го Подольского пехотного полка (события XIX века) — он сделан в виде орла, рядом находятся исторические могилы. В нескольких шагах — печально известный автомобильный мост через Днестр, рядом железнодорожный мост, пост ГАИ. Так уж получилось, что Бендеры (являющиеся 4-м городом по величине в Молдове) оказались "за Днестром" от территории ПМР. Трагические события 1992 года в большой степени коснулись этого города, а мосты через Днестр стали стратегическим пунктом обороны Приднестровья от молдавских и румынских националистов. Поэтому рядом с постом ГАИ (местом, где пересеклись Молдова, ПМР и Бендеры) создан мемориальный комплекс памяти в честь погибших за Бендеры в 1992 году: на постаменте БМП с флагом ПМР, Вечный огонь, памятник в виде часовни и сам мемориал, стилизованный под заградительные "ежи" с фамилиями погибших. Над будкой ГАИ развевается флаг ПМР (он же флаг бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики). Тут же я встретил междугородный троллейбус №19 Тирасполь — Бендеры, обслуживаемый тираспольскими троллейбусами ЗиУ-9.

По ул. Суворова вхожу в центральную часть города. У главпочтамта сидят человек 15 из числа российских миротворческих сил (на рукавах нашивки "МС" и флаг России), ожидают двоих товарищей, звонящих по междугородному телефону (видимо, домой). Над улицами висят транспаранты и плакаты с флагом ПМР и надписью "10 лет ПМР". Около центрального рынка обнаруживаю несколько киосков-обменников. За 1 российский руб. дают 180 тысяч (!) приднестровских рублей, 1$ около 5 млн. придн. руб. Также принимают любую другую валюту: украинские гривны, молдавские и румынские леи и т.д. Приднестровский рубль "тает" значительно быстрее даже белорусского "зайчика". "Приднестровики" бывают номиналом 10000, 50000, 100000 и 500000 тыс. рублей. На 500000-ной купюре помещен Богдан Хмельницкий, а на остальных – Александр Суворов. Надписи на купюрах выполнены на трех языках (молдавский, русский, украинский).

Цены приблизительно такие (в тыс. придн. руб.): хлеб — 800 – 900, стаканчик мороженого — 500, 1,5-литровая бутылка лимонада — 1400, билет на городской троллейбус — 300 (в 3 раза дешевле булки хлеба!), на междугородный до Тирасполя — 400. Иными словами, на самую крупную купюру можно купить только билет на троллейбус!

Я решил посетить и вокзал Бендеры-1. Он больше, чем Бендеры-2 раза в 2,5: там 2 зала ожидания по 18 четырёхместных сидений "с ручками". Перрон огорожен от улицы железным забором, прямо как на московских вокзалах! Однако движение поездов не идет ни в какое сравнение: за сутки тут проходит менее 10 пассажирских и пригородных поездов. Я решил выйти на перрон, но бабушка у выхода перегородила дорогу: "Вы извините, но у нас проход на перрон только с билетами". Мои заверения о том, что в ближайший час ни одного поезда не подойдет, ее намерение нисколько не изменили. Тогда я вышел "в город" и поднялся на пешеходный мост, с которого мне удалось сфотографировать вокзал. Рядом находится тепловозное депо, где приписаны локомотивы 2ТЭ10М, 3ТЭ10М, ЧМЭ3, а также "раритеты" 2ТЭ10Л (сам видел 2ТЭ10Л-2145 на маневрах, но сфотографировать его не удалось).

От вокзала я направился к красивому Преображенскому Собору. Рядом с ним, сбоку от почтамта, висят новенькие телефонные аппараты (коих в городе очень мало), рядом с ними объявление, что с 1 октября (завтра!) эти телефоны перестают быть бесплатными и позвонить можно будет только по картам.

Иду по Коммунистической улице до южной окраины города, ещё 1,5 часа будет светло. Бендеры — красивый зеленый и чистый город. Однако по дороге попадают брошенные одноэтажные дома — хозяева уехали в лучшие места. Через несколько кварталов "вывернула" троллейбусная линия маршрута №3 (ул. Лазо – микрорайон Ленинский). Троллейбусы ходят достаточно часто, а вот автобусов почти не видно (как мне позже объяснят — несколько автобусов ходят по городу только утром и вечером). Троллейбусная линия закончилась на окраине города — в микрорайоне Ленинский. Я по пути несколько раз спрашивал у людей дорогу, и все говорили нормальным русским языком. Еще засветло я и добрался до дома родственников. Они были очень обрадованы и удивлены моему появлению в Бендерах. Мы поужинали, поговорили о жизни, после чего я заснул, "как убитый".

Наступило 1 октября, воскресенье. Я вместе с родственниками решил поехать на их "Жигулях" в Тирасполь — "столицу Приднестровья", где они желали попасть на вещевой рынок. По дороге меня расспрашивали о жизни в России, не переставая удивляться моему путешествию. У въезда на автомобильный мост через реку Днестр на дороге (в шахматном порядке) установлено 4 ряда железобетонных плит. Перед ними знак "STOP". Мы остановились (если этого не сделать, то стоящие тут миротворцы могут открыть огонь по колёсам) у знака на 10 секунд, затем стали "петлять" на небольшой скорости между плитами. На соседнем железнодорожном мосту развеваются несколько флагов ПМР и огромная надпись "1990 – 2000. 10 лет ПМР". По дороге я попытался узнать у родственников, сколько сейчас жителей в Бендерах, однако они затруднились с ответом: до распада СССР было 170 тысяч жителей, однако после трагических событий многие разуверились в том, что в эти места вернется спокойная и благополучная жизнь и уехали (в Россию, Израиль, Германию и др.).

Тирасполь находится на 11 – 12 км северо-восточнее Бендер, и раза в 1,5 больше. В Тирасполе мы проехали мимо большого памятника Ленину у Дома Советов (сейчас тут находится Президиум ПМР), рядом находится памятник Суворову, напротив — памятник-танк Т-34. На заднем плане красовалась новая церковь, построенная спонсорами правительства из коммерческих структур. На рынке родственники купили одежду, при этом цены примерно равны московским, хотя средняя месячная зарплата в ПМР составляет 35 – 40$. Покупателей на рынке немного, все цены продавцы указывают в долларах, так как при ежедневно падающем курсе местной валюты пересчитывать стоимость товара в "приднестровиках" продавцы не хотят.

В Тирасполе я видел много троллейбусов ЗиУ-9, и даже попался один ЗиУ-10. Бортовые номера троллейбусов трехзначные. На обратном пути мы сфотографировались на память у памятника А.В.Суворову, а также у танка Т-34. При переезде моста через Днестр мы вновь остановились и я увидел большой знак-щит, гласивший о том, что все граждане, прибывающие в Бендеры, обязаны в течении суток зарегистрироваться. Я спросил об этом родственников, на что они отвечали так: "Вообще-то регистрацию не требуют, но мы можем тебе ее сделать, причем абсолютно бесплатно". Решили, что на следующее утро я отдам им свой паспорт. Так прошел, пожалуй, самый "нетранспортный" день моего путешествия.

Памятник А.В. Суворову в г. Тирасполь

2 октября, понедельник. Я отдал паспорт на регистрацию (честно говоря, я догадывался, что регистрацию у меня не спросят в городе, но беспокоился о том, как бы ее не потребовали в железнодорожной кассе при компостировании билета), а сам пошел гулять в Центр. В районе перекрестка Коммунистической и Первомайской улиц в 1992 году шли очень ожесточенные бои. Многие одноэтажные дома были сожжены, а здание общежития горело, было сильно обстреляно. Его стены до сих пор немым укором напоминают о глупости и варварстве человека — на стенах общежития видно множество следов от автоматных очередей. За прошедшие 8 лет еще не все удалось восстановить из разрушенных строений, люди не могут забыть тех событий: молдавских и румынских националистов здесь иначе как "изверги", "оккупанты", "каратели" не называют.

В центре я посмотрел памятник А.С. Пушкину (в отличие от памятников в других городах, в Бендерах он сидит на скамейке). В целом город Бендеры поражает своей чистотой (как и Кишинэу), только падающие листва и каштановые орехи немного "засорили" улицы. Также поражает малое количество автомобилей на улицах (по причине дороговизны бензина), 90% которых имеет "советские" номера бывшей МССР (в "основной" Молдове номера машин "суверенного" образца), среди которых встречается довольно много и "черных номеров".

Большинство людей в Бендерах разговаривают на русском языке, меньше — по-украински, еще меньше — по-молдавски. Названия улиц написаны на двух языках: молдавском (кириллицей!) и русском. И временами мне казалось, что я попал в Молдавию советского периода, жизнь здесь словно и не изменилась за прошедшие годы (сохранились все "старые" названия улиц, немногочисленные автомобили на улицах, вывески на двух, а то и трех языках и др.), кроме военных действий и смены денег. Но это только на взгляд приезжего. А местные жители считают себя никому не нужными — Россия далеко, Украина отгородилась таможнями (вывозить сельхозпродукцию не дают таможенники — на Украине и своих овощей-фруктов много), а Молдову Приднестровье в "русифицированном" виде не устраивает. В местной власти жители также разуверились, считая ее мафией, занятой получением собственной выгоды (например, с ее подачи в ПМР создали единственную пейджинговую компанию и делают неплохие деньги на этой монополии). А как быть остальным, если заводы стоят, а колхозы развалились? И ведь это в таком благодатном крае, где растет все, кроме бананов и ананасов. Да, погода здесь хорошая, теплая. Правда, прошедшее лето, говорят, было очень жарким (доходило до +35°С) и засушливым.

Мемориальный комплекс защитникам г. Бендеры в 1992 году

Пансионаты бывшей МССР находятся в Одесской области на Черном море. Некоторые жители и сейчас туда ездят отдыхать, но большинству это недоступно. Как по деньгам, так и по времени — почти все свободное время население старается проводить на своих огородах в окрестностях Бендер, чтобы хоть овощи-фрукты, а также вино, не покупать.

В центре я зашел в Краеведческий музей, где купил набор открыток "Бендеры-98", также побывал в музее Бендерской трагедии (бесплатный). Материалы, помещенные в этом небольшом музее, ужасают! На фотографиях сожженные дома, трупы на улицах, баррикады из металлолома, выгоревшие детские вещи и игрушки и др. никого не могут оставить равнодушным (это посильнее американского ужастика!).

Решил еще раз посетить локомотивное депо, надеясь увидеть тепловоз 2ТЭ10Л. Но удалось увидеть только 3ТЭ10М-1102, остатки одной секции "луганки", а также тепловоз М62 (его номер 1267 или 1259). Из депо я направился к вокзалу Бендеры-2. Там я выяснил, что билеты на дизель-поезд Кишинэу — Одесса можно получить только в день отправления (я решил выезжать утренним "дизелем" следующего дня до Одессы). С небольшим интервалом я сфотографировал два дизель-поезда Д1, внимательно посмотрел монумент защитникам города в 1992 году и пошел на прогулку вдоль Днестра по красивой набережной до разбитого и обшарпанного Речного вокзала. С набережной есть несколько лестничных сходов к воде, где двое ребятишек и один взрослый удили рыбу. Река Днестр не такая широкая (примерно, как Москва-река в центре столицы), но красивая — противоположный берег находится уже "за городом" и там видны поля и луга. В советское время по Днестру ходили прогулочные теплоходы, а сейчас все движение умерло — о былых днях речного транспорта кроме вышеупомянутого запущенного Речного вокзала напоминают ржавое судно у причала и теплоход "Ракета", вытащенный на сушу и превращенный в кафе, которое не работает. Рядом с Речным вокзалом, в парке, установлен памятник революционерам.

От Речного вокзала я выбрался на ул. Ленина, где играли дети в парке, а рядом работал красивый фонтан. Время шло к вечеру, и я направился к дому, наблюдая за неспешными троллейбусами 2-го и 3-го маршрутов. Вечером я распрощался с родственниками, так как рано утром я выезжал на Бендеры-2.