Сайт "Транспортная Мозаика"

ОТ МОСКВЫ ДО КИШИНЭУ И ОБРАТНО ДО МОСКВЫ... С ОСТАНОВКАМИ В ПУТИ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

3. КИЕВ — ЖИТОМИР

По ночной улице Щербакова мы с Вадимом идем к метро, где достаточно часто курсируют троллейбусы. У метро мы прощаемся, и я отправляюсь на железнодорожный вокзал. Пока иду от выхода станции метро "Вокзальная" к вокзалу, замечаю мощные прожекторы освещения. Это идет матч между киевским "Динамо" и бельгийским "Андерлехтом". У здания вокзала многие люди слушают игру по маленьким приемникам — футбол и "Динамо" в Киеве очень любят. Из-за матча работа метро продлена еще на 1 час, чтобы все болельщики добрались домой. В здании вокзала жизнь "бьет ключом": как всегда много людей, но все спокойно. Лишь милиция переговаривается по рациям, слышно, как кто-то командует, что построение милиционеров состоится в 23 часа — готовятся к встрече болельщиков, отъезжающих в другие города.

Я получаю билет на поезд № 458 Чернигов — Одесса до Казатина (именно через Казатин — Бердичев я решил добираться до Житомира, а не через Фастов). Захожу в полупустой плацкартный вагон и почти сразу ложусь спать. А уже через 2,5 часа просыпаюсь (наступила среда, 27 сентября) — через 15 минут будет станция Казатин. Иду к проводнику за билетом, а его нет. Стучу монеткой в его купе — снова тишина. За 5 минут до прибытия он прибегает из другого вагона, и я получаю свой билет.

На дворе ночь — третий час. Станция Казатин огромна, однако сейчас идет реконструкция вокзала (платформы перекопаны, здание вокзала в "лесах" и в пыли), поэтому пробираюсь с трудом. Пригородный зал оказывается отдельно от основного здания — иду туда и переписываю расписание пригородных. Первая электричка в сторону Бердичева отходит достаточно рано — в 4.25, а значит спать не стоит. Беру билет на одну зону меньше, чем до Бердичева, и иду на посадку. На ночной платформе одиноко стоит нужный мне электропоезд (ЭР9М-515/4007). В нем были установлены новые пластиковые сиденья — достаточно удобные и приятнее новых российских деревянных — "сафоновских". Ехать недолго — всего 30 — 35 минут и спать нельзя, иначе уедешь в Шепетовку. Решил продолжить написание дневника. Через некоторое время в практически пустом вагоне (было человек 8) появляется одинокий ревизор (может он же помощник машиниста?). Когда он идёт обратно ("к голове"), я у него интересуюсь насчет Бердичева (т.к. объявления машиниста разобрать невозможно), он нетвердо отвечает: "Следующая". Эх-х, хорошо, что я могу отличить платформу от станции, а то бы вышел в чистом поле (ночью!) — Бердичев оказался только через две платформы.

Выхожу, как и несколько утренних пассажиров, на платформу. Оп-па, а дизель-поезд на Житомир будет только в 9.52 (по расписанию 1998 года он в 9 часов был уже в Житомире). Иду в зал ожидания — он довольно приличных размеров, много пластмассовых сидений, из них многие свободны. Зал ожидания украшают две больших картины с пейзажами окрестностей города. Я сажусь на сиденье в уголке и тут же засыпаю. Просыпаюсь через 3 часа, как раз на подходе пассажирский поезд № 308 Одесса — Житомир. Подхожу к машинисту тепловоза 1/2 2М62 (половина двойного тепловоза): "Механик, возьмите железнодорожника из России до Житомира". Он кивает на дверь: "Заходи". Ехать мне 40 км, примерно час. 5-минутная стоянка и мы отправляемся. На следующей станции — Бердичев-Житомирский — нас пропускает встречный дизель-поезд ДР1 (линия однопутная). Наш тепловоз депо Коростень, оттуда же и дизель — они друг другу машут и дают свистки приветствия. По дороге разговариваем о жизни в России и Украине, о железной дороге и др. Помощник показывает на окраине Бердичева здание, и говорит, что это итальянцы построили цех по производству обуви и там поначалу рабочим платили 700—800$. Однако местные власти запретили платить такие деньги, чтобы всем остальным жителям не было завидно. Машинист же имеет “кавказский” вид, но с “украинским говором”. Рассказывает, что житомирская горилка весьма ценится в Европе, Канаде и идёт там по 7$ за литр. За окном красивые осенние пейзажи — мы все вместе любуемся этой красотой. В конце я подарил локомотивной бригаде несколько номеров газеты "Гудок", которые я предусмотрительно прихватил из Москвы. Они очень обрадовались: "Ох, давненько мы таких газет не читывали".

Житомир, пл. Победы, храм

Вот и Житомир! Вокзал не очень велик (хотя и находится в областном центре), еще не закончена облицовка вокзала, хотя ремонт подходит к завершению. Переписываю расписание пригородных поездов и иду в город, так как обратный дизель-поезд на Бердичев уже через 4,5 часа и надо спешить.

Улицы уже переименованы и моей "советской" карте 1980 года не соответствуют. Так улица Ленина теперь вул. Кiевська, Советская — Велiка Бердичевська и т.д. Иду по Киевской ул. в центр, наблюдая как множество красных ЗиУ-9 (достаточно в хорошем состоянии) бегают вперед-назад. Также встретил 2 сочлененных троллейбуса ЮМЗ-Т1. Вот впереди мелькнул трамвай — единственный маршрут в городе, тем более узкоколейный. Вот показалась сочленённая узкоколейная "Татра КТ-4", такая же ее навстречу. Трамвайная линия везде двухпутная, а интервал движения небольшой — не более 4 — 5 минут. Я решил двигаться в центр (площадь Победы) по трамвайной линии, решив не откладывать в долгий ящик "фотоохоту". Тут меня догоняет "Татра Т4". По моим наблюдениям, в тот день на линии эксплуатировались три трамвая модели Т4 и штук двенадцать — КТ4. На площади Победы установлен памятник — танк Т-34, рядом кольцо троллейбусов и трамвайный круг, а также большой Храм. Внутри трамвайного кольца имеется один тупик, в котором находилась еще одна "Татра" модели Т4. Оказывается, в 1999 году трамваю Житомира было 100 лет (как и московскому) и на некоторых вагонах под окном кабины вагоновожатого остались такие эмблемки, в том числе и в этом вагоне № 15. Надо сказать, что хоть житомирский трамвай и является ровесником московского, однако, сильного развития он так и не получил и остался в единственном маршруте.

Дальше я шел по центральной части, но уже повернув в сторону вокзала, видел сохранившийся памятник Ленину, памятник Королеву С.П., а также Пушкину. Также побывал на центральной автостанции с множеством газовых автобусов (особенно много ЛАЗ-695 и ЛиАЗ-677). В Житомире (а позже и в Бердичеве) я видел даже ПАЗ-672 на газе. Вот такой город газифицированных автобусов.

Также Житомир поразил меня множеством старых советских автомобилей. За эти 4 часа прогулки я видел и "горбатый" ЗАЗ-965, и “москвичи”, и “копейки”, и ГАЗ-21, причем большинство их бегают с черными номерами (а меня такие номера приводят в восторг своей “древностью”). Всего я увидел 10 — 12 таких машин, что меня очень повеселило.

ВАЗ-2101 и ЗАЗ-965 со старыми черными номерами

Под ногами валялось множество созревших каштановых орехов, которые я пытался давить ногами, но они были очень упруги.

Погода была солнечная, что помогало мне фотографировать трамваи, к которым я вновь вышел в районе поворота трамвайной линии на восток города. Но время неумолимо приближалось к отправлению дизель-поезда на Бердичев.